От сайта: 2-ая часть воспоминаний Татьяны Ширшовой о совместном путешествии с Натальей Васильевой по Архангельской области. Первая часть — см. «Зарузье«.
Татьяна Ширшова
Сыктывкар, Республика Коми, Россия
Архангельск
На пути к Архангельску. Котлас
Н. Васильева. Пейзаж. 1968
Добираться до Архангельска мы решили на пароходе. От станции Костылево поездом мы доехали до Котласа, который расположен в 600 км от Архангельска, в месте впадения Вычегды в Малую Северную Двину. Считается, что современный Котлас возник на месте существовавшего уже в XIV веке финно-угорского поселения Пырас. Статус города Котлас получил в 1917 году. Он является административным центром Котласского района и городского округа Котлас. Численность население города удивительно постоянна: в 1968 году, когда мы с Наташей прибыли туда, оно составляло 61 тысячу человек. Согласно переписи 2017 года его численность 61 902 человека. Как город, Котлас сформировался за счет объединения нескольких деревень, поэтому состоял из деревянных изб с примыкавшими к ним огородами. К тому же, за ним была слава крупнейшего пересыльного пункта ГУЛАГА, через который прошли тысячи заключенных.г. Котлас (фото И. Тюкавина)
Пароход «Н.В. Гоголь»
Город не произвел на нас приятного впечатления, скорее наоборот. Черные, отсыревшие под почти непрекращающимся в то лето дождем избы, грязные разбитые улицы – нам хотелось побыстрее покинуть его. К счастью, нам удалось купить билеты на пароход «Н.В. Гоголь», курсирующий между Котласом и Архангельском. В те далекие годы по рекам Севера в основном ходили пароходы, поэтому наше путешествие не представлялось нам каким-то из ряда вон выходящим. Однако в Интернете мне удалось получить такие сведения об этом, как оказалось, чудо-пароходе: «Построенный еще в начале прошлого века в 1911 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, он является колёсным с настоящей паровой машиной, приводящей его в движение. Это практически единственный находящийся в эксплуатации пароход в России, являющийся уникальным памятником отечественного судостроения и одной из достопримечательностей русского Севера. Несмотря на свой «почтенный» возраст, пароход достаточно комфортабельный. Всего он вмещает 53 пассажира, поэтому попасть на него не просто». Оказывается, в наши дни круизы по Северной Двине на пароходе «Н.В. Гоголь» от Архангельска до Котласа и обратно являются мечтой любителей речных путешествий.
Пароход «Н.В. Гоголь»
Красоты Севера
И вот мы плывем по величественным северным рекам. Сначала по многоводной Вычегде, затем по Северной Двине, одной из крупнейших северных рек, протекающей через всю Архангельскую область с юго-востока на северо-запад. Описать строгую красоту Северной Двины, как и любую красоту, очень трудно. Все время нашего путешествия мы проводили на палубе, любуясь бескрайними водными просторами, уходящими за линию горизонта лесами. На левом, крутом берегу, темные хвойные леса подступали к самой кромке кручи. А правый, низкий берег, золотился чистейшим речным песком. Лето было еще в разгаре, но дожди сопровождали нас все наше путешествие. Иногда сквозь пелену дождя окружающую нас природу мы видели как через таинственную дымку. Но стоило выглянуть солнышку, как все краски начинали сверкать, солнце отражалось в многочисленных каплях не успевшего высохнуть дождя, а песчаные берега тянулись и тянулись, оставаясь позади нас и сменяясь новыми, убегающими вперед. Наташа шутила: «Какие пляжи пропадают!»
Окружающую величественную тишину нарушал только плеск, издаваемый гребными колесами, разбивающими своими плицами речную воду на множество радужных брызг.
Ночью на реку спускался белый прохладный туман, в котором растворялся весь окружающий мир. Исчезала линия горизонта, водная гладь сливалась с небом.
Нам достались билеты самого низкого, 3-его класса, что особенно мы почувствовали ночью, когда проснулись от страшного грохота. Как оказалось, на пароход грузили какие-то бочки, которые катали прямо над нашей головой.\
Из письма Наташи родителям.
На протяжении всего двухсуточного пути вокруг нас пили водку, ругались матом.
Половину пути шел проливной дождь, стеной. Северная Двина представляет из себя мощную реку серого цвета с серым небом… широкая, холодная. Наш «Александр Сергеевич» плюхал неспеша, заходя ко всем деборкадерам.
Вторая половина пути — солнечная погода, штормовой ветер, сбивающий с палубы.
А по ночам под хохот команды загружают в трюм какие-то бочки. Они сначала продолжительное время катятся, а потом плюхаются в бездну нашего «корабля». Полное впечатление бомбежки.
Архангельск
Из письма Наташи родителям.
Однако, несмотря ни на что, мы прибыли в Архангельск и под бодро моросящем дождичком затрусили по улице Павлина Виноградова в поисках нужного номера.
В Архангельске жил мой двоюродный брат Владимир Кононов – старший сын моей тети, с семьей. Но в те дни, когда мы с Наташей прибыли туда, он отдыхал с женой и младшей дочерью на юге. В их квартире жил в то время самый младший брат Владимира Иван, который, отслужив в армии, вернулся домой и решал трудный для себя вопрос – куда пойти учиться? Вопрос этот он решил, поступив в Университет дружбы народов им. П. Лумумбы. Затем по международному обмену студентов был переведен в Гданьский Политехнический Университет, окончив который, остался в Польше. В настоящее время бизнесмен. Крупный специалист по кораблестроению. Старшая дочь Владимира, 12-летняя Оля, вернулась из пионерского лагеря и поступила под опеку своего дяди. Иван подрабатывал грузчиком на вокзале, разгружал вагоны с арбузами. Однажды он притащил громадный арбуз, которым ему заплатили за работу, и мы устроили настоящее пиршество. У всех членов нашей разновозрастной компании были свои дела и занятия, поэтому показывать достопримечательности города было некому. Об Интернете в те годы даже в вещем сне нам не могло присниться, чтобы узнать, с чего начать наше знакомство с этим своеобразным городом, который совершенно справедливо называют арктическими воротами страны. Он и по сегодняшний день остается одним из важнейших центров Северного морского пути.
Из письма Наташи родителям.
А теперь я пишу с главпочты. Мы уже побывали в морском порту, из которого, между прочим, в 1912 г. выходила в Заполярье экспедиция Седова на «Св. Фоке».
Архангельск — город интересный.
Видели танк, остаток от интервентов, но стоит, как памятник.
(В краеведческом музее) побывали в отделе русского искусства — иконы 16-17 веков, конечно, ни в какое сравнение с Рублевым и Ф. Греком.
Конечно, как в любом морском или крупном речном городе, главным объектом является порт. Архангельский морской порт расположен в устье реки Северная Двина, в 50 км от Двинской губы Белого моря. Естественно, что одной из главных улиц Архангельска и излюбленным местом времяпрепровождения горожан являлась и является набережная Северной Двины, которая тянется по правому берегу реки от Северодвинского до Кузнечевского моста и далее.
г. Архангельск Морской порт
г. Архангельск. Набережная Северной Двины
Прошло уже более полувека после нашего паломничества на Север, трудно вспомнить в деталях, где мы были, что видели. Остались только наиболее яркие впечатления. Архангельск в прямом смысле слова был деревянным. Кроме небольшого количества каменных зданий на центральной улице, проспекте Павлина Виноградова, почти все жилые дома в городе были деревянными. На окраинных улицах тротуары тоже были деревянные. Названия улиц часто менялись. Проспект Павлина Виноградова, переименованный в 1920 году в честь участника штурма Зимнего дворца, героя Гражданской войны, командующего Северодвинской речной флотилией во время иностранной интервенции, раньше назывался Троицким проспектом. Это имя он получил благодаря расположенному на нем Троицкому Кафедральному Собору, возведенному в 18 веке и считавшемуся в то время одним из самых красивых строений во всей России. Прекрасный этот храм был снесен в 1929 году. Теперь на месте этого собора находится городской драматический театр имени М.В. Ломоносова. А прежнее название Троицкому проспекту было возвращено в 1993 году. Все возвращается на круги своя.
г. Архангельск. Свято-Троицкий кафедральный собор
г. Архангельск. Драматический театр им. М.В. Ломоносова
г. Архангельск. Троицкий проспект
На Троицком проспекте находился экспонат Краеведческого музея — английский танк «Марк 5», захваченный у интервентов в период гражданской войны, представляющий довольно уродливое и устрашающее железное чудовище.
г. Архангельск. Краеведческий музей
г. Архангельск. Трофей Гражданской войны. Английский танк Марк 5.
Память о событиях Гражданской войны и интервенции в то время на Севере была еще очень свежа и отражалась в памятниках и обелисках жертвам интервенции. На набережной Северной Двины, недалеко от памятника Петру I, установлен обелиск жертвам интервенции 1918-1920 годов, от которого открывается прекрасный вид на безоглядные водные просторы Северной Двины.
г. Архангельск. Памятник жертвам интервенции
г. Архангельск. Просторы Северной Двины
Мы отдали дань всем историческим памятникам Архангельска, в том числе самыми известным – М. В. Ломоносову, созданному по проекту ректора Академии художеств, скульптора И.П. Мартоса в 1829 году на средства, собранные по всероссийской подписке, который был открыт в 1832 году. Наиболее крупное пожертвование – 5000 рублей – было сделано Николаем I, Императорская академия наук внесла 1000 рублей, внучка Ломоносова, супруга героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского – Софья Алексеевна Раевская, прислала тысячу рублей, простые мещане, крестьяне, купцы и священники внесли свою лепту в создание этого оригинального памятника. Этот памятник в Архангельске является первым памятником Ломоносову, если не считать надгробие на могиле Ломоносова на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры (1760-е годы) и временный деревянный памятник из досок, поставленный П. И. Челищевым в конце XVIII века на берегу реки Курополки, против Холмогор, и просуществовавший лишь несколько лет [Н. Голубцов. Памятник М. В. Ломоносову в г. Архангельске // Памятная книжка Архангельской губернии на 1911 год. Архангельск: Губернская типография. 1911]. Памятник неоднократно переносился, реставрировался и заново открывался.
г. Архангельск. Памятник М.В. Ломоносову
г. Петербург. Александро-Невская Лавра. Надгробие М.В. Ломоносову
Памятник Петру I – одна из самых известных и популярных достопримечательностей Архангельска, былустановлен в 1914 году в самом центре города, на набережной Северной Двины. Оригинальная статуя, созданная скульптором Марком Антокольским в 1872 году, хранится в Научно-исследовательском музее Петербургской академии художеств. Позже с нее были сняты несколько копий, которые были установлены в российских городах, самая известная – в Архангельске. Судьба памятника драматична. В 1920 году скульптура императора была демонтирована, как не соответствующая новой идеологии государства и заменена на памятник жертвам интервенции, однако в 1948 году его вернули на место.
г. Архангельск. Паятник Петру 1
Архангельск. Соломбала
Кто среди наших сверстников не читал в детстве повесть Евгения Коковина «Детство в Соломбале»? Как можно было, будучи в Архангельске, не посетить этот овеянный романтикой революции, Гражданской войны и дальних морских путешествий исторический район города, откуда в 1912 году отплыла на шхуне «Святой Фока» экспедициия Георгия Седова?
г. Архангельск 1912. Соломбала. Гавань.
Соломбала – исторический район Архангельска, расположенный на Соломбальских островах в дельте Северной Двины. От центральной части города отделяется протокой Кузнечихой и соединяется с ней Кузнечевским мостом, построенным ещё в 1916 году, самым первым мостом в городе. Изначально он был деревянный, но в 1956 году был заменен на металлический. Впервые Соломбала упоминается в списке Двинских земель, составленном после победы московской рати над новгородцами в битве у Шиленьги в 1471 году. До 1863 года, когда по указу императора Александра II Соломбальское селение было присоединено к Архангельску, она была самостоятельным поселением и портом, дальнейшее развитие которого связано с деятельностью Петра Первого, заложившего тут верфи в 1693 году и основавшего Адмиралтейство. Здесь расположен один из крупнейших лесозаводов Севера – Соломбальский ЛДК.
Все наши походы по городу были пешими. Перейдя по Кузнечевскому мосту на Соломбальскую сторону, мы оказались в царстве воды и дерева. Деревянные дома, деревянные тротуары, деревянные мостки и кругом вода, как в Венеции. Речка Соломбалка с деревянными настилами вдоль берегов, деревянным мостом, заставленная деревянными лодками и катерами. Главной достопримечательностью Соломбалы для нас была именно эта атмосфера самобытности, неповторимости и ощущение, что мы вернулись на несколько столетий назад, в давно прошедшую историю нашего Севера.
г. Архангельск. Соломбала
От сайта: Очерк пишется по прошествию более полувека со дня реальных событий. Какая ни была бы память, неточности естественны. Мы заметили одну: подруги плыли на пароходе «А.С. Пушкин».
Конец 2-й части См. часть 1-ю Зарузье
Очень интересное описание!
Спасибо, Татьяна! Хорошо, что Вы так тепло храните память о Наталье Алексеевне