Лев Бакст и Любовь Третьякова
«Л. Бакст и семья Третьяковых» — так называется выставка, открытая в Москве в Третьяковской галерее. Она рассказывает о любви дочери основателя Третьяковской галереи Любови Гриценко и знаменитого художника и сценографа Льва Бакста.
История началась в Петербурге и продолжилась на Лазурном берегу. Любовь Павловна (1870–1928) за два года до этого пережила смерть мужа, художника-мариниста Николая Николаевича Гриценко, оставшись с дочерью на руках. Поселившись в Петербурге, молодая женщина стала появляться в дружеском кругу сотрудников журнала «Мир искусства». Лев Бакст (1866–1924) был очарован ею и вскоре признался в своих чувствах. Весной 1903 года Любовь Павловна с дочкой Мариной жили в Ментоне. Рядом поселился и Лев Самойлович, который начал работать над большим живописным портретом возлюбленной.
Л. Бакст 1903 Портрет Л. Гриценко
Семейный архив Льва Бакста, составляющий основу выставки, передали в Третьяковскую галерею его сын Андрей Львович Бакст и внучка Павла Третьякова Марина Николаевна Гриценко.
Л. Бакст 1905 Портрет девочки (Марина Гриценко)
Марина Гриценко
М,Н. родилась в 1901 году. Жила за границей и в С-Петербурге. В 1918 году переехала в Москву.
С конца 1932 года работала заведующей редакцией журнала «искусство» в московском областном союзе советских художников (ССХ).
В 1936 году становится старшим редактором-организатором в издательстве «Искусство».
В 1939-м она перешла в Оргкомитет ССХ СССР, где до конца жизни (1971) занимала должность референта. В этой должности она курировала Молдавский Союз Художников.
Письма М. Гриценко А. Васильеву
Сохранились три письма Марины Гриценко Алексею Васильеву, датированные 1946-1947 годами. В этот период последний занимал должность Председателя Союза Молдавских Художников. Письма сугубо деловые, хотя по обращению Гриценко к Васильеву этого не скажешь:
— Алексей Александрович, здравствуйте, дорогой!
— Милый Алексей Александрович…
— Здравствуйте, дорогой Алексей…
Скорее всего они познакомились в эвакуации в Ташкенте, т.к. Марина Николаевна знала всю семью художника:
— Привет Татьяне Анатольевне и ребяткам.
— …поздравляю Вас, Таню и детишек с Новым годом, желаю всем здоровья и благополучия.
Обращалась всегда «на Вы».
Пишет в письмах о большом объеме работ, плохом самочувствии и о том, что многое идет не так, как хотелось бы:
— Я продолжаю хворать и ежели дотяну до пленума, то после него уеду в санаторий.
— А вообще-же очень грустно, когда приходилось присутствовать при том, когда любимое дело хромает на обе ноги и все большему количеству людей до этого нет дела. М.б. такой вывод вытекает из моего плохого состояния и болезненно-нервного восприятия действительности, но, думаю, я недалека от истины. Меня лично это все как-то совсем сбивает с ног, но уходить – не чувствую морального права на такой шаг, шаг который в личном плане м.б. облегчил бы мою жизнь и сохранил бы последние силы, которые сейчас трачу. Ну, словом, пленум быть может вынудит принять какое-то решение, т.к. одной тянуть воз – сил не хватает!
Простите за всю эту «философию», но хотелось бы, чтоб Вы хотя бы приблизительно уяснили себе истинное положение вещей здесь.
— в последних числах декабря уехала в Минск и только на днях вернулась. Сейчас отсиживаюсь дома с какими-то паршивыми последствиями гриппа.
Из молдавских художников упоминает имена Сергея Семеновича Чоколова и Лазаря Исааковича Дубиновского.
— Мне очень жаль, что приезд Чоколова совпал с трудными для меня днями – внезапной смертью моего друга детства О.В. Серовой, — я не смогла с ним толком поговорить и не знаю подробности вашей жизни и планов Союза.
О.В. Серова — Ольга Валентиновна Хортик (Серова) (1890-1946) — дочь выдающегося художника Валентина Серова.
Москва, 2014. Новодьевичье кладбище. Могила Павла и Веры Третьяковых. Слева плита Гриценко Марины Николаевны.
Фото Я. Васильева
PS Планируется все письма внучки Павла Третьякова передать Третьяковской галерее.