В 1949 году вышел фундаментальный двухтомних о творчестве И. Репина. Полное название звучит так: «Репин. Художественное наследство» Под редакцией И.Э. Грабаря и И.С. Зильберштейна. Выдающийся советский историк искусств, художник Игорь Эммануилович Грабарь знал биографию и творчество Репина,как никто другой — он был автором большой (2 тома) монографии «Репин» (1937). В 1963 году труд Грабаря был переиздан.
В упомянутых изданиях и в Интернете гуляет неточность, на которую хочется обратить внимание. Она касается датировки одной архивной фотографии Репина с учениками.
На фото: 1 — Репин, 2 — Малешевская, 3 — Сорин. На фоновой картине: 4- Репин, 5 — Малявин, 6 — Сомов, 7 — ? (Все изображения кликабельны).
В чем неточность?
На именном, основном сайте, посвященном гениальному художнику «Илья Репин«, в подписи к фотографии указывается 1893 год.
Совершенно неверно.
В изданиях, в которых автором или редактором числится Грабарь, фотография подписывается: «AX_1897-98 Репин в кругу своих учеников».
Точнее, но тоже неверно.
Наша задача указать более точную дату
Мы уже отмечали, что на фото ученики вместе с преподавателем размещены на фоне их же картины «Постановка натуры в мастерской Репина». (см. здесь) Ниже сама картина.
Дата написания картины, как указывает Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, где она хранится, лежит в диапазоне между 1899 и 1903 гг. Цитируем: «Большая коллективная работа «Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств» создавалась учениками Ильи Ефимовича с 1899 по 1903 год по эскизу Б.М. Кустодиева, изображенного спиной к зрителю на первом плане«. (см. здесь)
Следовательно фото сделано не ранее 1899 года.
Далее.
Поза натурщицы на фото отличается от ее положения на картине, что свидетельствует о незаконченности произведения. Однако, просматриваемые головы Репина (4), Малявина (5), Сомова (6) и ученицы (7), разговаривающей с Малешевской (ее, к сожалению, не видно), точно заняли свои места на картине, что, в свою очередь, говорит о том, что основа композиции решена. Это могло произойти после 1900 года. В статье «Где вы, художник Малешевская?» мы подробно останавливались на времени основного накопления вспомогательного материала, когда делалась только прикидка поз и положений действующих лиц. Скорее всего, годом появления фотографии был 1901. Для более достоверной фиксации факта заменим год доверительным интервалом.
Коренное фото данной статьи правильнее подписывать «АХ_1900-1902 Репин в кругу своих учеников«.
Ранее, годы обозначенные к фотографии книжных изданий (1897-98) вызвали сомнение Владимира Сорина — внука выдающегося художника, ученика Репина Савелия Сорина (см. здесь). В.С. уверенно признал деда на фотографии (3) , на которой он никак не мог появиться в указанный период, ибо поступил в АХ к Репину только в 1899 году.
Дополнение от 27 августа 2020 года
Когда заметка была опубликована, мы получили письмо от Владимира Григорьевича Сорина, в котором говорится: «… В заметке со скромным названием «ПОДПРАВЛЯЕМ ВЫДАЮЩИХСЯ ИСКУССТВОВЕДОВ» Вы написали: «В.С. уверенно признал деда на фотографии (3) , на которой он никак не мог появиться в указанный период, ибо поступил в АХ к Репину только в 1899 году». А ведь я написал Вам другое: в 1899 мой дед, действительно, поступил в Академию (но не к Репину!!!), а в обязательные начальные классы. А к Репину в мастерскую он был принят через два года — после успешного окончания обязательных «классов», а именно — в конце октября 1901 года. Поэтому мне бы хотелось, чтобы Вы сделали в заметке необходимое исправление.
Кроме того, это уточнение еще сужает период, когда была сделана исследуемая Вами фотография. Пожалуй, можно обосновано считать, что она сделана в 1902-1903 гг...»
Наш комментарий.
Согласен, название — нескромное. Цель — привлечь внимание.
«А ведь я написал Вам другое:…» Просмотрел нашу переписку; нигде «другого» не нашел. Остаюсь благодарным за дополнительную информацию, которая позволила скорректировать нижнюю границу возможных дат появления фотографии.
«Пожалуй, можно обосновано считать, что она сделана в 1902-1903 гг..» Если Савелий Сорин пришел к Репину в конце октября 1901 года, непонятно почему надо обоснованно считать, что фотография сделана в 1902 году? Если мы оперируем только упоминаемыми фактами, она могла быть сделана в конце 1901 года.
Без обоснования маловероятна предлагаемая верхняя граница диапазона. Некоторые факты говорят НЕ в пользу 1903 года. Во-первых, это был год 200-летия Санкт-Петербурга. Скорее всего, все опытные ученики Академии участвовали в подготовке к юбилею. Например, Е. Малешевская была привлечена И. Репиным к работе над диорамой «Ассамблея при Петре I» (совместно с Е. Киселёвой). Во-вторых, для главной движущей силы «Постановки натуры» Бориса Кустодиева, а также для Евгении Малешевской 1903 год являлся годом выпуска из АХ, прощания с альма-матер. Кто же к таким обстоятельствам доведет картину незаконченной? Вопрос риторический.
Итог
Этапы работы над картиной «Постановка натуры в мастерской И. Репина» (субъективно):
1900 г. — сбор материалов, определение композиции;
1901 г. — основная работа над картиной;
1902 г. — окончание работы над картиной;
1903 г. — передача картины из мастерской Репина в фонд Академии Художеств (возможен «Акт передачи»).
Приводим фотографию и подписываем ее.
Было: AX_1897-98 Репин в кругу своих учеников.
Стало: AX_1901(конец)-02 Репин в кругу своих учеников.
Конец