15 июля — родился великого художник Ремрандт. Он родился в 1606 году. Сегодня справляется его 407-летие. Много лет назад, когда мир отмечал более круглую дату — 350-летие маэстро, отец НА художник Алексей Александрович Васильев откликнулся на событие статьей о Ремрандте. Она была напечатана на молдавском языке в газете «Молдова сочиалистэ» 15 июля 1956 года.
По случаю дня рождения Рембрандта на сайте НА открывается выставка его работ. На выставке представлены не известнейшие живописные полотна Р, а его офорты. За свою жизнь художник создал более 300 офортов. Мы выставили только те, которые были собраны тремя поколениями семьи Мосоловых. Параллельно с выставленными работами ведется рассказ об этой замечательной семье коллекционеров и меценатов.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Три дерева», 1643 офорт.
Коллекции, завещанные Николаем Семеновичем Мосоловым (1847 – 1914) Румянцевскому музею, а впоследствии ставшие частью собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, создавались стараниями трех поколений. Основателем художественного собрания был Николай Семенович Мосолов — старший (1775 – 1859). По свидетельству современников, Николай Семенович и его брат Федор Семенович были близки с графом Алексеем Григорьевичем Орловым-Чесменским, блистательным екатерининским вельможей. Возможно, благодаря дружбе с графом Орловым братья Мосоловы увлеклись разведением породистых лошадей и художественным коллекционированием. Собрания братьев Мосоловых были хорошо известны среди современников.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Три хижины у дороги», 1650 офорт
В своем имении Жерновка Тульской губернии Николай Семенович Мосолов собрал небольшую, но редкую галерею картин. Главным разделом собрания была коллекция старых мастеров итальянской, фламандской и голландской школ. Некоторые картины вели происхождение из знаменитых королевских собраний. Так, семейная реликвия — «Спаситель» Джанпетрино – входил некогда в коллекцию английского короля Карла I.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Снятие с креста», 1633, офорт. С картины Рембрандта (оригинал — в старой Пинакотеке, Мюнхен)
Рембрандт Харменс ван Рейн «Читающий св. Иероним (среди итальянского пейзажа)», ок. 1653. Офорт, сухая игла, резец, оттиск на овсяной бумаге.
Живопись дополняли скульптура, гравюрное собрание, великолепная библиотека, куда входили уникальные иллюстрированные издания XVIII века, например, басни Лафонтена. Достаточно сказать, что некоторые из них когда-то принадлежали герцогу Орлеанскому. Эти книги попали в Россию после Французской революции. Неотъемлемой частью усадьбы был разбитый хозяином сад, в котором, как в коллекции, были посажены деревья разных пород, и который он украсил цветниками и гротом, «где сидел выточенный из дерева пустынник с книгой в руках». Имение Мосолова – великолепный пример усадебной культуры эпохи Просвещения. Свободный от обязанностей, налагаемых службой или жизнью света, и даже от ведения большого усадебного хозяйства, Николай Семенович мог изучать искусство и заниматься живописью.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Слепой Товит», 1651,. офорт, сухая игла.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Нищий в высокой шапке, опирающийся на палку», ок. 1629, офорт.
Коллекция Николая Семеновича Мосолова-старшего перешла по наследству к его единственному сыну, Семену Николаевичу Мосолову (1812-1880), который явился истинным продолжателем дела отца. Наследуя семейную традицию, он стал не только коллекционером, но и живописцем и гравером-любителем. Несомненно, детство и отрочество, проведенные среди произведений искусства, воспитали вкус и художественное чутье.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Морильщик крыс», 1633, офорт, резец.
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Бородатый мужчина в меховом плаще и шапке (портрет отца Рембрандта)», 1631, офорт, резец.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Адам и Ева», 1638, офорт
Вместе с тем, Семен Николаевич имел собственные пристрастия в искусстве. Первым приобретением Семена Николаевича стала коллекция офортов Рембрандта, которую он купил в 1853 году. С этих пор Рембрандт стал его «героем» на всю жизнь. Он пополнял свою коллекцию до самой кончины, собрав в общей сложности 367 рембрандтовских офортов (беспрецедентное для России множество), а также эстампов художников его школы. Более того, Семен Николаевич написал очерк о творчестве великого голландца, собрал обширный корпус гравированных репродукций с картин и рисунков Рембрандта, выполненных мастерами разных школ в XVIII – XIX веков, а также сам гравировал копии с офортов Рембрандта.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Воскрешение Лазаря» (большая доска), ок. 1632, офорт, резец. Оттиск на китайской бумаге
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Ян Эйтенбогарт, проповедник секты ремонстрантов», 1635, офорт, резец
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Благовестие пастухам»,1634 , офорт, резец, сухая игла
Семен Николаевич значительно расширил и живописную часть собрания отца. Это были картины из собрания его дяди Ф.С. Мосолова, среди которых знаменитая работа «Флейтист» А. ван Остаде,
Также Семен Николаевич коллекционировал произведения голландских, французских и немецких мастеров, приобретенные у коллекционеров и на аукционах, причем перевес в коллекции стали составлять произведения голландской и фламандской школ.
Также Семен Николаевич коллекционировал произведения голландских, французских и немецких мастеров, приобретенные у коллекционеров и на аукционах, причем перевес в коллекции стали составлять произведения голландской и фламандской школ.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет художника, облокотившегося на балюстраду». 1639г.
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Христос перед народом», 1655 офорт горизонтальная доска .
Рембрандт Харменс ван Рейн . «Смерть Марии» офорт 1639
Рембрандт Харменс ван Рейн офорт «Снятие с креста при свете факела» 1654 офорт
Семен Николаевич значительно расширил и живописную часть собрания отца. Это были картины из собрания его дяди Ф.С. Мосолова, среди которых знаменитая работа «Флейтист» А. ван Остаде,
Также Семен Николаевич коллекционировал произведения голландских, французских и немецких мастеров, приобретенные у коллекционеров и на аукционах, причем перевес в коллекции стали составлять произведения голландской и фламандской школ.
Также Семен Николаевич коллекционировал произведения голландских, французских и немецких мастеров, приобретенные у коллекционеров и на аукционах, причем перевес в коллекции стали составлять произведения голландской и фламандской школ.
Рембрандт Харменс ван Рейн офорт «Три креста» 1653 офорт
О листе «Три креста», о «дрожи ужаса» мира, потрясающе точно написал в своё время один из лучших в мире исследователей наследия Рембрандта-офортиста Евгений Левитин: «…Штрихи резца и иглы создают впечатление неистовых потоков, обрушившихся на землю- тут нет ни вполне чёрного, ни вполне белого, только градация серых и чёрных мерцающих тонов, словно свет здесь еще не отделён от тьмы. И этот прозрачный мрак, пронизанный лучами сверхъестественного света, как бы растворяет всю массу людей, развеществляет их- лишь отдельные детали фигур, поглощенные сияющим мраком, сверкают, словно излучая сгустки энергии. На наших глазах происходит превращение света в материю и материи в свет».
Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет с усами и бородкой» офорт 1631»
Переезд в Москву из Тульской губернии, в приобретенную у наследников дяди, Ф.С.Мосолова, усадьбу на Лубянке, позволили С.Н.Мосолову нарушить прежнюю изоляцию, поддерживать постоянное общение с другими коллекционерами, быть в курсе художественной жизни. Ближайшим помощником и единомышленником Семена Николаевича был сын, Николай Семенович-младший. С отцом их связывала не только родственные отношения, но и общее дело и интересы. Семен Николаевич помогал сыну в печатании офортов. Тот в свою очередь, нередко выполнял поручения отца во время поездок за границу по собственным делам, особенно в последние годы жизни С.Н. Мосолова.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Рембрандт с растрепанными волосами», офорт, около 1631
Рембрандт Харменс ван Рейн «Рембрант рисующий у окна» офорт 1648
Рембрандт Харменс ван Рейн «Мельница» офорт 1641
Рембрандт Харменс ван Рейн «Христос, окруженный больными (Лист в 100 гульденов)» 1643
Христос, окруженный больными («Лист в 100 гульденов») Этот офорт едва ли не самое знаменитое произведение Рембрандта-офортиста. Им восхищались, его дорого ценили уже при жизни художника (что нашло отражение в его втором названии: обычно стоимость офорта в Голландии в XVII в. не превышала 3–5 гульденов).
Рембрандт Харменс ван Рейн «Портрет Старого Харинга)»офорт 1655
«Портрет Старого Харинга» (ок. 1655) — «оттиск бархатнаго тона, чрезвычайно редкий экземпляр со многими зазубринами», как писал Николай Семенович, особенно дороживший этим приобретением.
На одной из фотографий, также представленных на выставке, Николай Семенович запечатлен именно с этим листом в руках.
Н.С. Мосолов с офортом Рембрандта «Портрет старого Харинга». Фотография. Около 1898 ©-ГМИИ им. А.С
На одной из фотографий, также представленных на выставке, Николай Семенович запечатлен именно с этим листом в руках.
Н.С. Мосолов с офортом Рембрандта «Портрет старого Харинга». Фотография. Около 1898 ©-ГМИИ им. А.С
Николай Семенович, как человек, интересующийся и собирающий предметы искусства, сам был художником-гравером, пройдя серьезное обучение — сначала в Санкт-Петербурге у Федора Иордана, затем и за границей, в Дрездене, Вене и Париже. Потом подтверждает звание «художника 3 класса» в российской Академии художеств – что было необходимым, чтобы получить разрешение держать дома печатный станок. Уже в 15 лет за гравюру с картины Рембрандта он получает серебряную медаль Академии художеств, в 36 лет становится академиком, в 1876 года за серию гравюр с Рембрандта получает золотую медаль парижского салона.
Известна была страсть Н.С. Мосолова найти более ранние и самые первые отпечатки с рембрандтовских досок. Особенно он дорожил гравюрами с личной подписью художника.
Николай Семенович собрал коллекцию восточных редкостей: вазы, блюда, статуэтки, нэцке. В 1914 году его коллекция по завещанию перешла Румянцевскому музею.
Николай Семенович собрал коллекцию восточных редкостей: вазы, блюда, статуэтки, нэцке. В 1914 году его коллекция по завещанию перешла Румянцевскому музею.
PS Первая страница газеты, в которой была опубликована статья Алексея Васильева