Письмо учителя своим ученикам, переписка учеников с учителем

Нижеприводимое письмо помечено 15 сентября 1985 года. Сегодня ему исполнилось 28 лет. Адресовано Наталье Алексеевне Васильевой. Пишут из села Бутучаны, Рыбницкого района, колхоза «Молодая гвардия» студенты (из студенческого лагеря) Шевченко, Мальцев, Булат. (Между прочим, Будучаны — родина выдающегося молдавского художника-графика Богдеско Ильи Трофимовича). Кто эти студенты?
письмо ученику от учителя

Все просто. Ребята — ученики НА с 1982 года, за год до окончания учебы в ДХШ в августе 1985 года поступили в Республиканское художественное училище и, как было принято в советское время, были направлены в колхоз на полевые работы.
Письмо ребят, по-своему занятное, приводится в конце сообщения. Интерес представляет ответ учителя, последовавший через 5 дней.
В ответе внимательный глаз найдет много, типичных для НА, приемов общения с учениками. Подобные письма, лучше чем методические разработки, раскрывают систему НА по обучению и воспитанию детей.
Предварительное пояснение.  Летом 1985 года перед поступлением ребят в училище  весь класс НА съездил в Ленинград. Об этом незаурядном событии упоминается в письме.  Упоминается также другая ученица Натальи Алексеевны Татьяна Тафтунова, которая активно участвовала в организации досуга ребят.
письмо ученику от учителя
Уважаемые труженики села!
Милые, грязные, замерзшие, уставшие ребята!
Ваше письмо получила с опозданием. Мы его несколько раз читали вслух, все подробности вашей трудовой жизни знаем и из рассказов ваших мам. Мы жалеем вас…Почему вы не пишите о самом главном: голубой или розовый туман спускается на Бутучены? Серебряная ли роса встречает вас утром  в поле? Бушуют ли вечером закаты? Красив ли Днестр? Осень у вас золотая? Есть ли хорошие интересные люди  среди ваших новых знакомых? И что вам снится кроме помидор?
Мы часто вспоминаем Ленинград и во всю работаем. Рисунок делаем кистью-соусом. На живопись поставлены нежные цветы. Многие ребята приходят каждый день — очень хотят поступить в училище, быть вместе с вами. 
Дима Бронзель поломал правую руку, но ежедневно работает у нас левой. Все стали серьезнее и умнее.
Мы смотрим очень ценные книги, читаем очень хорошие стихи, а иногда мечтаем. Собираемся поехать на остров Валаам, вы будете жить в пещере, а я построю себе деревянный домик, где буду согревать свою душу неостывающим (!) чаем.
Или — нет, нет, нет… 
Мы поедем искать клад на затонувшем «Титанике» (Давно не искали кладов). На найденные сокровища купим Томе бархатное платье и она будет самая красивая! Славе купим — небольшой самолет. Максиму — маленький катер — пусть удит рыбу и ест уху. Булату купим противогаз. Эдику — шляпу, а мальчику из Дубоссар — меховой спальный мешок!
А может быть никуда не поедем. 
письмо учителю от ученика
У нас новый мальчик, ребята называют его Мамонт, за громоздкий вид, а я — Андреем. Агентура донесла, что в своей школе он первый разбойник. С ужасом жду его «набегов».
Получила письмо из Ленинграда от Тани. Она пишет, что очень счастлива была всю неделю с нами,что будет долго, долго помнить наши цветы и тот замечательный вечер с юмором и подарками. Приглашает приезжать еще и еще. Вам привет.
Привет передает вам и Миша Шевелькин,который сейчас так много рисует (работает над книгой), что у него болит вся рука от пальцев до плеча.
Эдику передает привет Роза Моисеевна.
Алла Самуил держится хорошо, всегда приветлива, не пропускает занятия, но глаза у нее часто заплаканные. Она в душе благодарна вам за ваше внимание.
В соборе сейчас очень интересная выставка Лебедева. Оформленные им книги я показывала вам, когда мы делали макет. На эту выставку хочется ходить много раз.
У Оли Зениной рука от ожога зажила.
Мне очень понравился подарок Томы (Шокоревой — примеч. сайта) Оле Подакиной — ожерелье из помидор. Но она, конечно, ответит тебе сама и поблагодарит за веселый бутученский юмор.
Я написала вам длинное письмо специально, т.к.  беспокоюсь, что вы разучитесь читать. 
Ребята, я думаю, вам  напишут сами. Пока они шлют приветы: горячие, теплые, нежные.
Имейте ввиду, что за вами наблюдает мой главный  агент: Полярная звезда. Не болейте, не скучайте, не ссортесь. Пишите обязательно, а то разучитесь.
Всем, всем привет.  
    
Ваша Наталья Алексеевна
20 сентября 1985 года
Кишинев.
Конверт уже видели. Теперь само письмо от мальчиков — учеников НА.
письмо от учителя своим ученикам
письмо от учителя своим ученикам
Здравствуйте, Наталья Алексеевна!
Извините за корявый почерк, забыли как ручку держать, руки не гнутся. Пока идет все нормально, наш домик №13 (изолятор), куда нас поместили, сегодня дежурил по лагерю. Целый день чистили картошку. 
В нашем домике 5 человек: Слава, Карнель, Максим, Эдик, который учился у Розы Моисеевны (он передает ей большой привет) и еще один мальчик из Дубосар. Работаем с 9 до 18-30  с большой отдачей: 80 — 70 ведер. Помидоры  1 кг — 1 коп. Ночью холодно, да еще после работы падаем с ног.
Время для развлечений нет. Кормят очень хорошо, аппетит очень отменный, едим по 3 порции. 
Друг друга очень мало видим (Мишу и Тому). 
Передаем привет большой, колхозный всем соученикам и учителям.
Слава, Карнелий, Максим, Эдик.
Особый привет Алле Самуил, пускай крепится, в жизни бывают невосполнимые утраты и горе, но надо все это выдержать. Крепись, не падай духом. Горе делим вместе с тобой.
Пишем не последний раз и надеемся на взаимность.
Наш адрес: 279705 Рыбницкий район, село Бутучаны, колхоз «Молодая гвардия», дом 13, студенческий лагерь.

3 мысли о “Письмо учителя своим ученикам, переписка учеников с учителем”

  1. Только что прочитала «Учитель пишет ученику» — очень хорошо! Узнаю Наташин стиль, например, «за вами наблюдает мой агент Полярная звезда». Или «поедем искать клад и купим для Лены бархатное платье… А может, никуда не поедем». Это ж, действительно, она вкладывала в этих ребят, и в частности, в это письмо всю душу… Но для начала надо ее иметь, эту душу! Удивительно, как все это сохранено — письма, фотографии — а главное, мысли. И — любовь…

  2. Драгоценное письмо и та любовь, которое оно несет, мама тоже очень растрогана этим письмом, это была первая моя практика в колхозе в художественном училище.После третьего курса я поступила в училище, а письмо адресовано тем, кто еще заканчивал четвертый курс в художке с Натальей Алексеевной. Помню холод в колхозе и это письмо меня согревало. А бусы были придуманы, как мне кажеться, как образ для связи между колхозными буднями и  воспоминаниями о нашем классе в художке.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *