Архив рубрики: Н. Васильева

Две жизни художника Чоколова (3)

 

          Утилитарная керамика и в традициях, и у Чоколова не отличалась особым разнообразием. Миски, тарелки, кружки, узкогорлые и широкогорлые улчоры [26в], бурлуи, гаваносы. Все они были задуманы по народному образцу. Однотипные отличаются друг от друга объемом, высотой, диаметром, шириной горлышка, количеством ручек, а также окраской. Сделаны они из красной керамической глины при помощи гончарного круга, которым художник владел безупречно. Применял он лепнину и гравировку.Излюбленным методом раскраски были белые и цветные ангобы и подглазурная роспись. Использовал он также цвет самой глины, полностью или частично оставляя ее на предмете. Собственно, эта методология с небольшими отклонениями была характерна для всей цветной керамики Чоколова, созданной в период с 1952 по 1963 годы. Любил в декоре разбросанный не густой растительный орнамент, с очень сдержанным привлечением организующего геометрического по верхнему краю или у основания горлышка сосуда. Вначале иногда энергично совмещал и геометрический и растительный. Элементы орнамента были традиционно скупыми: гнутая, волнистая,прямая линии, треугольник, кружок, точка, штришок. Они складывались в примитивные цветы или гроздья винограда. Роспись носила характер полунамека на знакомое растение, а плавный, гибкий орнамент из них был символическим образом природы. Чоколов никогда не увлекался узороплетением, считая самым главным образ всего сосуда в целом.

Читать далее Две жизни художника Чоколова (3)

Две жизни художника Чоколова (2)

 

Модерн становился не только стилем искусства, он проникал в саму жизнь, пытаясь поднять до художественного уровня, как ее бытовую сферу, так и самого человека сделать частицей этого стиля. Существовало даже определение «женщины-модерн», которая, чтобы соответствовать стилю «должна была быть существом загадочным, опасным, влекущим и околдовывающим». Читать далее Две жизни художника Чоколова (2)

Две жизни художника Чоколова (1)

.
Приводим весь текст монографии Наталии Алексеевны Васильевой «Две жизни художника Чоколова». Монография издана на молдавском (румынском) языке, но написана она на русском, так что приводимый текст является первоисточником.
К жизни и творчеству С. Чоколова мы будем возвращаться. В следующий раз сделаем достоянием гласности факт, связанный с художником, о котором постеснялась поведать автор монографии (его бы не пропустила цензура), но о котором сейчас нельзя промолчать…

Читать далее Две жизни художника Чоколова (1)

К биографии художника Сергея Чоколова

Эта третья часть информации о художнике Сергее Семоновиче Чоколове. Большую ее часть представляют фото из жизни Сергея Семоновича.  Начнем ее с небольшой загадки.
Чоколов Поленов
.
Чоколов Поленов 2
Что общего в двух картинах В. Поленова «Бабушкин сад» и «Московский дворик» и какое отношение они имеют к биографии С. Чоколова? Об этом написано в монографии Наталии Алексеевны Васильевой «Две жизни художника С. Чоколова», текст которой будет опубликован в ближайшее время.

Читать далее К биографии художника Сергея Чоколова

… о любви или об отсутствии любви.

…po moemu, vopros: » o LUBVI ili ob otsutstvii LUBVI » — vechen !
Natalia Alekseevna lubila zhizn i lubov vozvraschalas k nei. Napolnennyi luboviu chelovek daruet lubov-eto v polnoy mere otnositsa k Natalie Alekseevne Vasilievoi. S chuvstvom umora, po moemu, proishodit tozhe samoe.
A deti chuvstvuut vsegda, gde lubov, a gde ravnodushie. Nezhnoe i chutkoe otnoshenie k detiam, vysokii professionalism hudozhnika-pedagoga, isobretatelnost, polet fantasii i chuvstvo umora — kachestva, v polnoi mere, nashedshie svoe voploschenie v lichnosti Natalii Alekseevny. Ja pomnu ee i lublu. Spasibo ey za vse.

Igor Liebermann. 1 vypusk DHS 1965-69
koln 10 Juni 2010

…по моему, вопрос: «о ЛЮБВИ или об отсутствии ЛЮБВИ» — вечен!                                                         Наталия Алексеевна любила жизнь и любовь возвращалась к ней. Наполненный любовью человек дарует любовь — это в полной мере относится к Наталее Алексеевне Васильевой. С чувством юмора, по моему, происходит то же самое. 

А дети чувствуют всегда, где любовь, а где равнодушие. Нежное и чуткое отношение к  детям, высокий профессионализм художника-педагогоа, изобретательность, полет фантазии и чувство юмора — кажется, в полной мере  нашли свое воплощение в личности Наталии Алексеевны. Я помню ее и люблю. Спасибо ей за все.

Игорь Либерманн, 1 выпуск ДХШ 1965-1969                                                                                                       Кёльн 10 июня 2010





Код семьи Васильевых

На страницах сайта была опубликована первая, вышедшая после смерти, статья о Наталие Алексеевне «Милая, родная, любимая…». Теперь публикуется последняя, вышедшая при жизни, статья о НА. Статья опубликована  10 апреля 2009 года в «Независимой Молдове» и посвящена 70-летию Натальи Алексевны Васильевой.
Автор публикации Ирина Субботович
.                                                                                                                                                                   .

.                                                                                  
.

Общество
Юбилей
Код семьи Васильевых


Много лет тому назад художник Алексей Васильев написал портрет своей дочери Наташи. Ей тогда было шесть лет. Проходили годы, портрет периодически выставлялся на самых разных выставках, а девочка тем временем взрослела, проживала свою собственную жизнь, но — удивительно! — все время сохраняла поразительное сходство с тем шестилетним ребенком, которого в свое время запечатлел на полотне отец.

И сейчас, когда много воды утекло, эта моментальная узнаваемость кажется чем-то невероятным, почти магическим. Тайна?

«Да, тайна в этом есть, — говорит Наталья Алексеевна. — Отец писал с любовью…»

Теперь, когда я спрашиваю себя, в чем загадка самой Натальи Васильевой, которая в скромном звании преподавателя детской художественной школы смогла стать центром притяжения очень большого числа людей, — я думаю, что знаю ответ на этот вопрос.

Я думаю, что любовь, закодированная в портрете «Наташа», стала образом ее жизни — по отношению к людям, к окружающему пространству, к ценностям культуры, и, конечно, к детям, которых она учит живописи. Они тянутся — поколение за поколением — в ее очень необычную для нашего времени квартиру, где все сохранено в том виде, в каком было при ее родителях.

В дом приходила масса друзей. Творческая интеллигенция окружала отца — Алексея Александровича, а у матери, Татьяны Анатольевны — ученого-микробиолога, — часто бывали ее коллеги из Академии наук. Но не только «интересный дом», где множество книг и картин, привлекает сюда ее нынешних и вчерашних учеников.

Сама Наталья Алекссевна — предмет их обожания. Они стараются подражать ей — и в умении вести разговор, смягчая серьезность неожиданной шуткой, и в манере одеваться («я стараюсь на уроке выглядеть так, чтобы меня было интересно рассматривать», сказала как-то Н.А.), и в искусстве проявлять твердость и даже жесткость характера, не переходя грань воспитанности.

В этом году детская художественная школа имени А.Щусева отмечает свое 50-летие. Столько же времени работает в школе и Наталья Алексеевна. Казалось бы, из года в год происходит одно и то же — те же пять кварталов от дома до школы, те же уроки, та же практика на пленэре, та же организационная суматоха перед очередной детской выставкой…

Но все это — интересно! Ей интересно с ребятами, а ребятам интересно с ней. Не зря же они, вырастая, приводят потом к ней в класс своих детей… Складывается одна большая семья, и объединяет всех женщина с очень внимательным взглядом васильковых глаз. Наташа Васильева…

Было время, когда ее назначили директором школы. Но этот вид административной деятельности ей не пришелся по душе.

17 лет подряд Наталья Алексеевна вела на Национальном телевидении передачу «Давайте фантазировать». В детскую редакцию шел неимоверно огромный поток писем от дошколят и школьников. К рисункам прилагались стихи, рассказы, и все это неудержимое, веселое детское творчество она анализировала, развивала, поощряла. Талант телеведущей, который открылся в ней, реализовался потом в ряде передач, посвященных изобразительному искусству.

Редакторы и режиссеры очень любили работать с Васильевой: наконец-то можно расслабиться, Наташа все сделает сама — и сценарий напишет во время, и видеоряд нужный подберет, и передачу проведет на высшем уровне. Неоценимый автор!

Привычка брать на себя огромную часть забот сказывается и тогда, когда Союз художников и Минкультуры устраивают выставки ее отца. Ее самоотверженность, ее старания не напрасны — память о художнике сохраняется, она увековечаена и в мемориальной доске, установленной на доме, где жил Алексей Васильев.

Наталья Алексеевна интересна и тем, что написала две монографии — о своем отце и о его друге, художнике Сергее Чоколове. Все это потребовало от нее большого труда — встреч с людьми, корпения в архивах, поездок в музеи, работы со словом. Но — удалось! — эти книги написаны хорошим, «прозрачным» языком и насыщены большим количеством фактов, воспоминаний современников, исторических событий. А главное — они доносят частицу огромного наследия, оставленного нам старшим поколением.

… Конечно, с наступающим юбилеем Наташу поздравят в школе, будет непрерывно звонить и домашний телефон. А она будет ждать в гости своего брата, — физика, теперь москвича, — Ярослава Алексеевича Васильева. Она постарается, чтобы в этот день в доме стоял запах пирогов — именно таких, какие готовила их мама.

Ирина СУББОТОВИЧ.

Воспоминание

Иза Силькис
Москва, Россия
 

Наталья Алексеевна Васильева (Наташа) для меня навсегда неотделима от ее семьи, проживавшей в замечательной квартире в центре Кишинева, где мне посчастливилось бывать. В доме царил необычайно насыщенный дух гостеприимства и теплоты. Он был открыт для всех. Во всей обстановке чувствовалось творческое начало. По стенам висели картины, на полках и в витринах располагались различные коллекции, с любовью и вкусом собиравшиеся членами семьи. Мой брат-близнец дружил с братом Наташи – Ярославом, который и ввел нас в этот дом. Позднее познакомились и наши родители.
Бывать в квартире Васильевых было очень интересно. Много примечательного рассказывал отец Наташи, известный художник Алексей Александрович, живший очень насыщенно и много путешествовавший. Кроме разных диковинных для нас тогда предметов искусства, он привозил альбомы с репродукциями. По этим альбомам я и, вероятно, другие гости, познакомились с картинами художников, тогда не упоминавшихся в официальной прессе.
На плечах мамы Наташи, Татьяны Анатольевны, лежала забота о поддержании этого дома и приеме многочисленных гостей. Она замечательно вкусно готовила. Бог знает, когда она все успевала, ведь ей нужно было ходить на работу.
Почему-то запомнилась праздничная атмосфера этого дома. Например, перед Пасхой на столе стояло большое блюдо с вареными яйцами и коробки с наборами фломастеров. Посетителям предлагали их расписывать и устраивали конкурсы на лучшее исполнение.
Мне кажется, что эта атмосфера оказала влияние на формирование Наташи как человека, художницы и учительницы. К сожалению. Наташа категорически отказывалась показывать мне свои картины, хотя я с ней часто говорила о живописи, о выставках, которые посещали в Москве и Питере. Помню, как мы вмести смотрели фильмы Параджанова «Цвет граната” и «Пиросмани”. Они ей очень понравились
Одной из наиболее характерных черт Наташи был ее необычный юмор, не всегда, однако, добродушный. Она умела подмечать многие вещи (возможно, помогала свойственная художникам наблюдательность) и остроумно их комментировать.
Я с удовольствием навещала ее каждый раз, когда приезжала в Кишинев. Атмосфера в доме не менялась. Хотя родители поочередно покинули этот мир, Наташа старалась все сохранить.
К сожалению, в последние два десятка лет виделись редко, только когда Наташа приезжала к брату в Москву. Меня всегда поражала другая характерная черта Наташи — то, что она не менялась с годами. А ведь жизнь ее не была легкой, да и здоровье не самое крепкое. Полагаю, что этому способствовало не только ее неизменно молодое внутреннее состояние, но и постоянное общение с детьми. Со слов Ярослава знаю, что ее многочисленные ученики из разных выпусков старались скрасить ее одиночество.
В моей памяти Наташа навсегда останется молодой, жизнерадостной и деятельной.
Прости Наташа, что мало общались, что не смогла тебе помочь.
Иза

Воспоминания о Васильеве А.А.

Начинаем  публиковать воспоминания Наталии Алексеевны Васильевой. Первый отрывок, посвященный отцу Васильеву Алексею Александровичу, был опубликован в газете «Независимая Молдова» 28 апреля 2007 года, во время юбилейной выставки, посвященной 100-летию художника.
Ирина Субботович
Кишинев, Молдова 
Завещание старого мастера

Читать далее Воспоминания о Васильеве А.А.

Почетный Ученик Класса

Валентина Чернечук
Кишинев, Молдова

Все дети талантливы от рождения. Но нужно ими заниматься нужно их развивать.
Моя дочь Виринея поступила в детскую художественную школу. Нам очень повезло с учительницей- Васильевой Натальей Алексеевной . Она была благороднейшим человеком и умным чутким педагогом. Всю себя она отдавала детям:  ездила с ними на пленер, в экскурсии в города Одессу, Киев, Ленинград. Художественная школа располагалась в старом, давно не видавшем ремонта здании. Однажды ночью в классе упал потолок и все дети ее группы ходили к ней домой заниматься, пока ремонт не закончился. Читать далее Почетный Ученик Класса

Вторая жизнь художника С. Чоколова

Открываем вторую часть экспозиции произведений Сергея Семеновича Чоколова.
Вот что пишет Наталия Алексеевна Васильева в своей монографии  «Две жизни художника С. Чоколова».
«Летом 1963г. жизнь, а следом итворчество С.С.Чоколова резко и неожиданно изменилось. Читать далее Вторая жизнь художника С. Чоколова