Илья Трофимович Богдеско — всемирно известный график, автор книги «Каллиграфия», ставшей классикой в своей области, народный художник СССР, академик. Старт творческого пути И. Богдеско пришелся на начало 1950-х годов. Впереди будут книги, монографии, звания, награды…, но нет ничего интереснее (и важнее) первых откликов на талант. О Богдеско первая персональная статья в центральной прессе Молдавии вышла 18 июля 1957 года. Автором ее был отец Натальи Алексеевны Алексей Александрович Васильев.
А. А. Васильев
Труд и дарование — народу.
Среди многочисленных материалов и жанров изобразительного искусства графика занимает особое место. Своеобразие творческих путей художника — графика заключается еще и в том, что он свободнее и быстрее вживается в новую тему. По воле издательства ему приходится совершать огромные перелеты из одной эпохи в другую, от героев одного народа к героям другого, от ярких положительных образов к отрицательным персонажам, от пейзажа к исторической теме, от натурной зарисовки к фантазии, сказке, воображению.
И все-таки во всех этих перевоплощениях график стремится сохранить свое лицо, свою манеру, свой почерк. У него есть личные пристрастия, любимые герои, свое отношение к ним. По этим, иногда неуловимым чертам, читатель узнает художника-графика.Он помогает ему прочесть книгу, и образы,созданные им, зрительно оживают, сохраняются в памяти. Настоящий художник-график, на основе авторского текста, создает свой собственный образ героя, равный литературному, а не подчиненный ему. Он подобен поэту-переводчику, создающему на своем родном языке новое художественное произведение.
Таким представляется мне Илья Богдеско — один из лучших графиков в колллективе художников нашей республики. Его графический язык отличается поэтической выразительностью, реалистической глубиной образов и своеобразным почерком.
Илья Богдеско сравнительно недавно начал свой творческий путь. В 1952 году, когда вся страна отмечала столетие со дня смерти великого русского писателя Н.В.Гоголя, Богдеско выполнил в качестве дипломной работы в Ленинградском институте имени Репина серию рисунков к повести «Сорочинская ярмарка». В том же году в Государственном издательстве художественной литературы ( Москва) «Сорочинская ярмарка» вышла с иллюстрациями молодого художника.
В этих первых рисунках проявились отличительные черты творчества Богдеско: стремление к психологической заостренности, жизненной правде, художественной завершенности.
Богдеско очень хорошо понял Гоголя, народность и реализм его образов, национальное своеобразие героев. Слова великого писателя о том, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа», как бы определили отношение художника к автору. Богдеско не пошел по пути выражения образа только через внешние национальные украшения. Он стремится к передаче гоголевской глубины в раскрытии типических черт народа.
Его Черевик и Параска, попович и Хивря — это живые герои Гоголя, наделенные глубоко индивидуальнными особенностями и национальными чертами. В них оживает гоголевский юмор, народный характер.Ряд рисунков экспонировался на Всесоюзной художествееной выставке.
В том же году в Московском издательстве детской литературы вышлм рассказы и сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка с рисунками И.Богдеско.
Вольнолюбивые герои писателя не отделимы от природы Урала и Сибири. Так и раскрывает их художник среди родных им лесов и гор. Лучшие рисунки созданы к рассказам «Емеля-охотник» и «Приемыш». В них хорошо сочетается лаконизм графического почерка с тонким пониманием и выражением авторского замысла, особенностей его героев.
В трехтомном издании русских очерков (Москва, 1956г.) Богдеско опубликовал ряд иллюстраций к произведениям А.Пушкина, М.Лермонтова, С.Максимова, П.Якушкина, А.Эртеля. Во всех листах, повествующих о разных героях проскальзывает одна черта, свойственная графическому языку художника: выражены характеры героев через их действия. Богдеско стремится найти в авторском тексте ситуации, которые полнее и рельефнее объясняли бы судьбу действующего лица.
Образы, созданные художником к разным литературным произведениям, действуют, живут. Художник ищет их черты в натуре, в жизни. Он долго отбирает и накапливает материал, не расставаясь с блокнотом и карандашом никогда. Его наблюдательность и пытливость, требование жизненной достоверности и правдивости в поведении изображаемых персонажей помогают избежать штампованных, однажды найденных, заученных поз и движений, жестов и настроений. Эта черта особенно полно раскрылась, пожалуй, в недавно завершенном и наиболее крупном графическом цикле произведений художника: в серии иллюстраций к «Цыганам» Пушкина.
Представляет большой интерес сам метод работы художника над книгой. Для того, чтобы исполнить восемнадцать рисунков к текссту, Богдеско сделал более тысячи всевозможных композиционных и натурных зарисовок, вариантов, портретных и пейзажных набросков, исполненных в разной технике и разных манерах.
Поиски образов Алеко, Земфиры, старика-отца, цыган, табора, пейзажа были сопряжены со стремлением к сохранению пушкинских характеристик действующих лиц. Трудность заключалась в том, чтобы решение этой задачи не привело к повторению тех графических образов, которые были найдены ранее другими художниками и многие из которых стали уже привычными. Надо было в новом прочтении «Цыган» найти свой художественный строй, свою форму, свое понимание пушкинских образов. И Богдско нашел их. Это его большая удача. В ближайшее время «Цыганы» с рисункамии Богдеско выходят в московском издательстве.
Обложка «Цыган» с рисунком Богдеско с дарственной надписью: «С глубоким уважением Алексею Александровичу Васильеву от Ильи Богдеско. Кишинев, 6 декабря 1959 года«.
Тем не менее вышедшие в Госиздате Молдавии книги Негруци, «Баллады и легенды» Алеквандри и некоторые сочинения советских писателей Молдавии с иллюстрациями Богдеско представляют также знаительный интерес.
Илья Богдеско, несмотря на сравнительно небольшой творческий возраст, очень разносторонен в своей деятельности. Одна из богатых граней его дарования — это работа в области станковой графики. На прошлой Республиканской и Всесоюзной выставках экспонировалась его серия сатирических листов, привлекших всеобщее внимание. Сатирические листы подвергали осмеянию бытовые пороки и суеверия, тунеядство и спекуляцию, бюрократизм и подхалимство. Такие темы, как «У гадалки», «Исходящий номер», «В страдную пору» и др., обличают порок и его носителей.
Нельзя было бы, говоря о молдавском плакате, не сказать о плакатах, созданных Богдеско. Достаточно упомянуть о том, что на конкурсе, проведенном Госиздатом Молдавии к 40-летию Великого Октября, Богдеско завоевал три первых места из шести. Его плакаты внесли новую и свежую струю в плакатную графику. Они расширили привычный и начавший уже застаиваться язык плакатных образов.
Нельзя было бы не упомянуть о больших живописных композициях, выполненных им совместно с художником О.Качаровым. Такое полотно, как «По дорогам старой Бессарабии», повествующее о нищенской доле крестьянства в прошлом, останется надолго в фонде лучших произведений молдавского изобразительного искусства.
Сын крестьянина из Богушан, Рыбницкого района, Илья Трофимович Богдеско, избранный на Всесоюзном съезде членом правления Союза советских художников СССР, входит в молдавское изобразительное искусство через парадную дверь, широко открытую для трудолюбивой, одаренной молодежи, отдающей свой труд, свое дарование народу.
Ал. Васильев.
Заслуженный деятель искусств МССР.
На снимке: И.Богдеско за работой. Фото А. Бочарова.
«Советская Молдавия», 18 июля 1957 года.
PS На заглавной фотографии народный художник СССР, академик АХ скульптор Екатерина Белашова (Москва) среди молдавских художников: справа И. Богдеско, в берете Л. Дубиновский, в центре А. Васильев и Е. Белашова.