Художник Михаил Нестеров об учебном процессе

Главное действующее лицо нашего сайта — педагог, и нам интересно все, что касается учителей, учеников, школы… Представляем взгляд большого художника на некоторые стороны учебного процесса конца 19 начала 20 века.
Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942) — выдающийся русский художник.
Нестеров в своих воспоминаниях  пишет:  «Я никогда, никого не учил».  Тем не менее он прекрасно понимал чему и как нужно учить…

В конце покажем то, что сблизило  Нестерова и отца Натальи Алексеевны художника Алексея Васильева, а также предлагаем ознакомиться с краткой биографией М.Н.
nesterovМ. Нестеров Автопортрет (1928)

Я никогда и никого не учил

«Я никогда и никого не учил. Моя художественная деятельность была направлена к практике нашего дела — писанию картин и пр. У меня не было ни педагогического, ни методического опыта, и я могу лишь поделиться своими школьными воспоминаниями и наблюдениями за пятьдесят лет моей художественной деятельности.

Вспоминая о Московском Училище живописи в Петербургской Академии художеств начала 80-х годов, я прихожу к мысли, что методы обучения времен Карла Брюллова, Александра Иванова, потом Репина, Сурикова, Серова не были так плохи, как позднее, при новом академическом уставе, принято было о них судить.

Методы эти были более целесообразны в деле обучения нашей грамоте, достигали лучших результатов, так как учителями нашими были всегда люди грамотные, хотя и не одинаково одаренные. Но надо сказать, что в преподавании, особенно рисунка, «формы», художественная одаренность учителя не всегда помогает делу. Дарование учителя — особое педагогическое дарование. Им в огромной степени владел П. П. Чистяков. Он имел свой метод — совершенно особый, «чистяковский». Его благодарными учениками были такие художники, как Семирадский, Репин, Виктор Васнецов, Суриков, Поленов, Серов, Врубель, Савинский и многие другие. Были хорошими преподавателями Куинджи, Серов.

Я учился в Училище у Прянишникова, Евграфа Сорокина (одного из самых блестящих рисовальщиков своего времени, но учителя равнодушного) и у Перова. В Академии, вернее, вне ее, я внимательно слушал советы умного Крамского. Одновременно мы все учились у природы, у великих мастеров античного мира, Ренессанса, также на произведениях более позднего времени. Я лично склонен до сих пор более учиться, чем учить других,- и не мне предлагать методы обучения. Для этого, полагаю, имеются у нас люди более подготовленные, призванные, опытные. Вот к ним-то и придется обратиться за содействием, они, вероятно, знают «секрет», как надо учить.

Я же могу лишь пожелать, чтобы учителя были более опытны в наблюдении природы и всего живущего в ней, чем учащиеся, чтобы они учили смотреть на природу трезво, чтобы не заводили в дебри мудреных теорий, рискованных и дорогостоящих нашей молодежи «опытов».

Начало и конец учения — это познание природы, настойчивое, терпеливое изучение того, что изображают. Это равно необходимо как для больших дарований, так и Для малых. Пример тому — две выставки наших больших мастеров — Серова и Репина. Стоит внимательно просмотреть их работы учебной поры: оба они (и не они одни), не мудрствуя лукаво, терпеливо рассматривали, внимательно наблюдали предметы своего изучения и лишь потом, когда дисциплинировали свой глаз, свою волю к познанию, когда выходили на самостоятельный творческий путь,- лишь тогда со всей яркостью обнаруживали индивидуальные свои свойства. Тогда (овладев грамотой) художники и становились Серовыми, Репинами, Левитанами и пр. Словом, учиться надо начинать с азов… Тогда и явится в исполнении не мнимый, а подлинный реализм…»

Книга, которая объединяет имена…

Следующая книга объединяет три имени: Нестерова, как главного героя монографии, искусствоведа Алексея Ивановича Михайлова — автора фундаментального труда о творчестве  Михаила Васильевича и художника Алексея Александровича Васильева — ученика и друга Михайлова по аспирантуре в Третьяковской галерее, которому автор преподнес свою книгу.
монография1 монография2 монография3Алексею Александровичу Васильеву в знак искреннего уважения и дружеских чувств. Алексей Михайлов
1959 год

Биография Нестерова

Михаил Нестеров родился в Уфе в 1862 года в религиозной купеческой семье. Его мать происходила из старинного рода. Отец занимался торговлей.
В 1877 Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в мастерскую В.Г. Перова.
В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова, но на следующий год вернулся обратно в Москву. Учился у Саврасова.
В 1985 за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника.
В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.
В 1889 году двадцатисемилетний Нестеров предлагает свою картину «Пустынник» на передвижную выставку. Еще до открытия на полотно обращает внимание Павел Третьяков и приобретает его для своей галереи. На полученные от Третьякова деньги Нестеров отправился в Европу. Он посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден…
В 1890 году написал «Видение отроку Варфоломею». Работа была представлена на очередной передвижной выставке и снова вызвала ажиотаж. Как и «Пустынника», ее приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. До конца жизни Нестеров считал «Варфоломея» лучшей своей картиной.
varfolomeyМ.  Нестеров  Видение отроку Варфоломею (1889,1890)

Работая над темой «Святая Русь» в начале 20 века отправился на Соловки, изучать русский Север. В 1902 году художник представил на обозрение публике «вчерне» законченное произведение.
В эти годы он совместно с Виктором Васнецовым работает в Киеве над реставрацией Владимирского собора. Несмотря на то, что участие настоящих художников в подобных работах считалось чем-то ниже их достоинства, именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность.

После революций 1917 года Михаил Нестеров не сразу оставил тему «Святой Руси». Только в начале 1920-х годов он обратился к портретной живописи. В 1923 году художник написал одно из лучших своих полотен «Девушка у пруда», где изобразил младшую дочь Наталью.
devushkaМ. Нестеров  Девушка у пруда (1923)

Среди его портретов того времени – портрет академика Павлова, за который живописец получил Сталинскую премию. Интересно, что сам Михаил Нестеров заказы на портреты никогда не принимал. Последней работой художника стал пейзаж «Осень в деревне».
pavlovМ. Нестеров  Портрет академика И. Павлова (1935)

derevnyaМ. Нестеров  Осень в деревне (1942)

Михаил Нестеров оставил после себя интереснейшие воспоминания. Книга вышла в начале 1942 г. под названием «Давние дни» и имела большой успех. (В библиотеке А. Васильева она есть.) Скончался художник на 81-м году жизни в Москве 18 октября 1942 года и был погребен на Новодевичьем кладбище в Москве.
могилаМогила М. Нестерова на Новодевичьем кладбище. (Фото ЯВ)

На заглавной фотографии: М. Нестеров Осенний пейзаж (1934)

Источник 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *