Знакомство с Натальей Васильевой

Элле Марсель
Гаага, Нидерланды 

Первым и единственным художником, которого я когда-либо встречал в моей родной Голландии, был Аренд Ронда, человек, который, когда мне было около 12 лет, написал портрет моей матери.  
Мой отец был знаком с ним. Я не помню, что их именно связывало, но это было причиной их частых встреч. Однажды к моему отцу пришла в голову идея попросить его написать портрет его любимой жены. И тот выполнил его просьбу.
Мы, мои братья и сестры, находили эту картину фантастической. И несмотря на то, что мама на картине была не точно такой, какой мы ее знали: ее взгляд на картине был суровым, что в действительности не было свойственно ей. Все же не было никаких сомнений — это была наша мама.
Кроме того, портрет был красочным, без четких линий, движущихся свободно в неупорядочном направлении. Нам нравилась и все еще очень нравится эта картина, которая теперь висит в доме нашей сестры, которая названа в честь своей мамы. Взрослые говорили, что художнику было не просто через этот свободный стиль передать характер мамы. Мы, ее дети, знали лишь ее нежную руку и только значительно позже пришли к тому, что в действительности ею управлял сильный
характер. Урок дошел намного позже: хороший портрет показывает больше, чем просто внешнее сходство.
Аренд Ронда, таким образом, был очень хорошим художником.

Он произвел на меня глубокое впечатление, он был крепкого телосложения, у него была густая грива руссых волос, низкий голос и он был очень веселым человеком. Я мог прийти к нему
в гости и делал я это с удовольствием, просто потому, что было очень приятно. У него всегда было что рассказать, он любил пошутить, старался объяснить мне, как он давал уроки рисунка
и живописи в школе и относился ко мне как ко взрослoму человеку, а не как к ребенку. И как результат я вынес из своего личного опыта, что художник — особенный человеком.
Прошло много времени до того как я снова встретился с художником.
Я стал офицером голландской армии, выучил русский язык, чтобы работать в организации по контролю над вооружениями и в 1994 году был направлен в Миссию ОБСЕ в Молдове. С помощью картин в выставочных залах союза молдавских художников, я познакомился с Ириной Калашниковой. У нее была небольшая галерея Coral в собственном доме по улице Еминеску, где она продавала прекрасные вещи. Кроме того, я узнал, что там у Ирины можно не только что-нибудь красивое купить, но так же ее галерея была местом встречи с художниками и с другими интересными людьми.
У Ирины весела маленькая картина на стене, которая оказалось работой импрессиониста (фото 1). Она не была для продажи как другие работы в галерее, но Ирина была вполне готова спросить дочь Алексея Александровича Васильева, художника данной картины, если я могу ее купить. Ответ был положительным. Это было весной 1995 года и я уже не помню, если я после нашего мимолетного знакомства также имел возможность лично встретиться с Натальей Алексеевной. В мае того же года закончилось мое пребывание в миссии ОБСЕ и я вернулся в Нидерланды.

1
К счастью, в 1997 году начался мой второй срок в той же миссии и уже через месяц после моего приезда, Ирина Калашникова взяла меня с собой на открытие юбилейной выставки (девяностолетие с дня рождения) Алексея Александровича 5 декабря 1997 года в галерее A. В. Лосева в Бендерах. (фото 2-4- фото 5: чай после открытия, слева направо: Ирина Калашникова, Галина Степановна Чибук — директор галереи, Наталья Алексеевна, юная леди, которую я не помню).
2
3
4
5
В этот раз я уже точно познакомился с Натальей Алексеевной. Она была дамой с очень отличающимися личными характеристиками, не схожими по характеру с голландским
художником, которого я знал более чем 40 лет назад и теми людьми, которых я встречал у Ирины.
У нее был подобный интерес к другим людям и ее тихая любовь к знаниям о искусстве, которую она превосходно могла выразить словами, никого не оставляло равнодушным. В первые годы после нашего знакомства, мы встречались не часто друг с другом — это факт, но встречи всегда были безподобными.
Я, как иностранец в Молдове, имел смутное представление о таких вещах, как функция самовара — культурный «салон». В доме Натальи я столкнулся с ним. Анжела, тогда моя подруга,
которая родилась в Кишиневе, а теперь моя жена и я сидели с Натальей и Ириной за столом вокруг самовара или за небольшим ужином в окружении картин Алексея Александровича с портретом его жены, матери Натальи и его портретом на особых местах (фото 6-8), работ ее друзей, шкафа до верху заполненному книгами, а также многочисленных мелких вещей с их собственной историей о времени и атмосфере, которые давно миновали, и которые я никогда не знал. В этом окружении вместе с Натальей в качестве хозяйки такие встречи образовывали мини-культурный салон, где их существенный вклад исходил не от нас. Здесь я узнал значение слова «культурная”, никакое другое слово не подходит лучше к Натальи.
6
7
8
Более чем 40 лет прошло между моими встречами с А. Ронда и Натальей Алексеевной.
Существует мир между временем, географией и культурой, и есть абсолютное сходство между двумя людьми и встречами. Абсолютное сходство в том, что они оба жили искусством, оба были представителями искусства и культуры среди молодежи и имели соответствующий интерес и терпение. Аренд Ронда делал это в своей веселой, юмористической форме и Наталья Алексеевна подтвердила эту характеристику с ее чувствительной добротой и вниманием. Они оба были высококультурными каждый в своем особом стиле и это сходство оставляло неизгладимое впечатление на мальчика и на взрослого мужчину.
Мой рассказ не будет полным без того чтобы упамянуть, что в 2011 году я встретился с братом Натальи, Ярославом . Он пригласил меня не только на открытие выставки «Династия
Васильевых» в РКГ Лосева 8 апреля 2011 года, но также после этого мы сидели вместе долгий вечер за тем же столом, где когда-то я сидел с Натальей. Комната почти не изменилась и
принимающей хозяин был так сильно схож со своей сестрой: вызвал на разговор, скромный по отношению к себе, с интересом к своему собеседнику.
Разительная перемена была в небольшом и интимном памятнике Натальи на столе за спиной (фото 9), где в мой последний визит 5 лет назад были только фотографии ее отца, ее матери и их семьи (фото 10).
9
10
Я благодарен Ярославу за то, что он основал этот виртуальный памятник Натальи, что каждый может увидеть и поделиться с другими, даже если он или она не в Кишиневе.

Одна мысль про “Знакомство с Натальей Васильевой”

  1. Было бы интересно увидеть портрет вашей матери работы Аренда Ронда. Можно его прислать или просто вставить в текст.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *