Дочь анализирует творчество отца

Статья Натальи Васильевой о художнике Алексее Васильеве  написана в год 70-летия отца к каталогу  выставки (1977), организованной в стенах Государственного Художественного музея.  Данная статья, как и другие (см здесь, здесь и здесь), предшествовали написанию полноценной монографии о художнике.
Ниже — экземпляр каталога, подаренный автором брату.
img_3835Дорогому Ярославу — в память о дорогой и близкой жизни, все дальше и дальше уходящей в прошлое.
Дочь, автор, старшая сестра — Наташа
24 ноября 1978 года

Наталья Васильева

Общественность республики отмечает 70-летие видного молдавского художника, заслуженного деятеля искусств МССР Алексея Александровича Васильева.

Выставка, организованная в залах Государственного Художественного музея МССР, знакомит зрителя с результатами почти 50-летнего творческого пути художника. Алексей Александрович Васильев родился 30 сентября 1907 года в г. Самарканде. В дальнейшем многочисленная семья Васильевых перебралась в г. Пишпек (ныне г. Фрунзе).

Первые шаги в области искусства Алексей Александрович делал под руководством Владимира Витальевича Образцова – известного киргизского художника-педагога.
img_3836

В 1926 году А.А. Васильев поступает в техникум «Памяти 1905 года», где занимается у Е. А. Якуба, а с 1928 года он учится в московском Высшем художественно – техническом институте (ВХУТЕИН). «Эти годы, — вспоминает художник, — были особенно плодотворными и счастливыми. Мне пришлось учиться у великих художников современности, таких, как В. А. Фаворский, С. В. Герасимов, Д.С. Моор и др. Месяцы и годы ежедневного общения с ними навсегда утвердили и укрепили во мне любовь к традициям реалистического искусства, любовь к творческому поиску на основе изучения натуры и жизни».

По окончании ВХУТЕИНа Алексей Александрович Васильев поступает в аспирантуру при Государственной Третьяковской галерее, где успешно занимается теорией и историей искусства, философией, литературой. Выдающийся советский искусствовед А.А. Федоров-Давыдов, учитель А. Васильева, пишет в письме своему ученику: «Мне приятно вспомнить Ваш чудесный доклад об истории импрессионизма. Он был тем, что я выше всего ценю: органическим сочетанием  теоретического до профессионально-личного понимания и освещения искусства…»
img_5554А. Васильев    1932      Аспирантура при Третьяковской галереи. Реферат «Импрессионизм».  Руководитель А.А. Федоров-Давыдов

Глубокие знания Алексея Александровича а вопросах теории и истории искусства позволяли ему выступать со статьями в газетах, журналах, а также в лекционной работе, которой художник занимался много и охотно.

30-е годы – горячее время поисков, ломки традиционных представлений в искусстве, литературе – не могли не отразиться на творчестве молодого художника, вернувшегося после окончания аспирантуры в Киргизию.

Первые самостоятельные работы «Батраки», «На тюремном дворе», «Собрание повстанцев в горах» — дань времени. Эмоциональность этих работ художник стремится выразить приемами стилизации, через деформацию человеческих фигур, декоративизм.

Дальнейшая судьба Алексея Александровича складывается таким образом, что ему приходится жить и работать в Хабаровском крае. Он возглавляет бригаду молодых художников Дальнего Востока в творческой поездке в Комсомольск-на-Амуре для создания картин «панорамно-пейзажного характера» к пятилетнему юбилею города.

В 1938 году А. Васильев едет на Чукотку, где создает серию интересных работ о народе этого края. Работы художника приобретают цельность, цветовую монохромность, так характерную для Севера. В картинах «Чукотские комсомолки», «Колхозная ярмарка на Чукотке», «Из тундры» и т.д. автор стремится с исторической точностью рассказать о своеобразном быте чукчей. Все работы, привезенные с Чукотки, написаны широко и просто, в бесконечно почтительной манере к традициям реалистической школы, ставшей принципиальной установкой на всю последующую творческую деятельность Алексея Александровича.

chukotskie-komsomolkiА. Васильев     1939     Чукотские комсомолки      ФХМ

В апреле 1941 года А.А Васильева назначают начальником отдела ИЗО Управления по делам искусств при СНК Молдавской ССР и одновременно ответственным секретарем Союза художников Молдавии. Всю свою дальнейшую жизнь художник связал с этим краем.
Первые работы в Молдавии (1945 г.), как правило этюдного характера, небольшого размера. Картины посвящены грустным вечерам весны и осени израненного войной края. Такие пейзажи, как «Дорога», «Сумерки», «Вечер», предают настроение тоскливой унылости пыльных дорог с медленно ползущей каруцей, запряженной парой волов, или мелькнувшей, почти призрачной, женской фигурой.
Интересны и такие работы этого времени, как «Первый трамвай в Кишиневе», « Молдавский чебан на освобожденных полях» и др.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
А Васильев     1946    В старой Бессарабии    НМИ

_dsc8493-1А.  Васильев    1947      Первый трамвай          НМИ

Но еще долго художника будет беспокоить тема только что пережитой войны. Следует заметить, что А.А. Васильев был признан как пейзажист-лирик, но при более внимательном изучении тематики, волновавшей художника на протяжении всей жизни, четко определяется явное тяготение к работе над картинами драматического плана. Это «Заложники» (1944 г.), «У могилы героев» (1947 г.), «Рыбницкая трагедия» (1954 г.), « Горе и гнев Вьетнама» (1966-1970гг.) и т.д.
Одной из самых популярных работ А.А, Васильева является картина «Зарастают военные тропы» (1957 -1959 гг. ). Отгремела война. Земля, политая кровью героев и отогретая мирным солнцем, оживает. Спокойный теплый вечер. Глубокие дали с мелькнувшей речушкой и высокое небо. В группе оживленно беседующих ребятишек мы видим новое поколение – юное, счастливое. А рядом, как богатырь, возвышается над всем пейзажем дот – напоминание о прошедшей войне.
В ясной простой философии этой картины, в ритмах ее незатейливой композиции есть эпическая сила. Зритель, ведомый художником, легко представляет себе кровопролитные события, происшедшие тут в прошлом. В лирическом оптимизме этой картины присутствует уверенность в счастливом, спокойном будущем.
К теме памяти героев художник возвращался часто и в дальнейшем; это романтическая картина «Дорогой подвига»(1973 г.), где скалы, деревья, тянущиеся вверх к золотому неспокойному небу с парящим орлом, воспринимаются как песнь о вечной славе погибшим.
К этой же теме относится о одна из последних работ художника «В партизанском лесу»(1974 г.).
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
А
. Васильев     1974     В партизанском лесу     НМИ

Спокойствие загадочной сказочной прелести дремучего леса с распустившимся цветком, с кистью покрасневшей ягоды нарушает тайна войны – полузабытая, но воспетая художником могила героя-партизана. Все названные картины объединены вечной темой «Ничто не забыто, никто не забыт», но они совершенно не похожи друг на друга ни колористом, ни форматом, ни размерами, ни композиционным построением, так как рассказаны зрителю разным изобразительным языком.
Фоном для большинства картин служит пейзаж. Молдавскому пейзажу посвящены лучшие работы А Васильева.
Холмы, покрытые багряными коврами осенних кодр, и ситец цветущих лугов бушуют в пейзажах художника богатым и сложным многоцветьем.
Художник не только изображал, но и поэтизировал естественную прелесть сельского пейзажа, как бы утверждая, что натура вся прекрасна.
И наряду с пейзажами, приносящими зрителю чувство мечтательности, душевного отдохновения: «Вечер в Молдавии» (1947 г.), « У Днестра» (1950 г.), « Краски осенней природы» (1954 г.), «Осень в Молдавии» (1957 г.) и др., — перед нами проходит целая галерея картин, посвященных труженикам нашей республики, возделывающим ее виноградники, поля и сады: «Родной край» (1954 г.), « На колхозной птицеферме» (1957 г.), «Сказ о Молдавии» (1965 г.), «Молдавия виноградная» (1972 г.) и другие.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
А
. Васильев     1972    Молдавия виноградная

Художник в своей пейзажной живописи немало внимания уделял небу, которое являлось в его картинах важным дополнением в раскрытии образа природы, будь то мирная плодородная осень в Молдавии, или надвигающаяся гроза в Шушенском, или торжественное небо в картине «Дорогой подвига».

В живописных решениях картин этого времени (50-60–е  гг.) определяется переход от четкой, немного сухой ясности рисунка картин, написанных на Чукотке, к мягкой живописности пейзажей Молдавии.

На выставке представлен исторической пейзаж. Художник пишет наиболее достопримечательные места, связанные с пребыванием в них великого русского поэта А.С. Пушкина, а также создает ряд работ памяти легендарного героя Г.И. Котовского.

Особое место в творчестве художника занимает цикл работ, написанных к 100 – летию со дня рождения В.И. Ленина. Лениниана А. Васильева – большая и серьезная работа в области исторического жанра. Художник, стремясь к документальной достоверности, создает высокохудожественные произведения о местах ссылки В. И. Ленина.

Вот как отзывается Г.Я. Лозгачев-Елизаров (приемный сын А. И. Елизаровой — родной сестры Ленина) о работах А.А. Васильева: «А. А. Васильев пишет много этюдов с натуры и создает ряд пейзажных и портретно-тематических композиций, задачей которых являлась не только документальность мотива, но и образное раскрытие в пейзаже темы царской России – ее бедности и нищеты, породивших всенародный протест и революционный подъем, сопровождавшийся жестокой расправой».

Во многих пейзажах и тематических картинах художник передает состояние предчувствия великих событий: нависшие тяжелые облака, вздрагивающие от жестокого ветра деревья, притихшие глади рек – поэзия этих образов возникает из передачи тончайших нюансов в колорите и умении улавливать ритмы в больших и малых явлениях природы.

Народный художник СССР Николай Жуков в письме к А.А. Васильеву пишет, что картина «Село Шушенское» «…это как бы фронтиспис, «увертюра» к грядущим событиям. По состоянию и настроению – значительно и образно».
img_0661-shushenskoeА. Васильев    1967      Село Шушенское       НМИ

img_0668-shushenskoeА. Васильев           1968      Церковь в Шушенском        БКГ

Алексей Александрович писал пейзажи в Крыму и Карпатах, в азиатских республиках и странах Востока. И в каждом новом для себя крае он искал красоту в правде натуры – будь то осенняя увядающая природа, суровые горы, застывшая музыка архитектура или отражающая поверхность воды со скользящими по ней лодками.

В 1969 г. Осуществилась мечта художника: он посетил некоторые страны Африки. Особенно поразил его Египет. Страницы дневников испещрены записями восторженных впечатлений от встреч с древней архитектурой, природой, людьми. Он пишет: «Возникают великолепные замыслы о великой культуре и памятниках прошлого в соединении с настоящим… необходимо дать время отстояться впечатлениям, изучить материал и обобщить увиденное».

Алексей Александрович собирался создать большую серию работ о борющейся за независимость Африке, о ее городах, о красоте современных египтянок… Особое внимание художник уделил долине Гиза, где расположены великие пирамиды. Созданные образы передают восторг и волнение по поводу «Этой поразительной встречи с искусством величайшим, которое могло возникнуть только в великую эпоху, когда силы творящих были на уровне общественных высоких идеалов». Древней культуре Египта он посвящает работы: «Воспоминания о долине Гизе», «У пирамиды Джосера», «Мемфис. Старая столица Египта». Он пишет много городских пейзажей Каира, Касабланки, Дакара, Рабата.
img_0587-v-dakarskix-zakoulkaxА. Васильев         1970        В Дакарских закоулках

img_2733

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
А. Васильев         1969        У пирамиды    Джосера

Художник своими произведениями рассказывает о поразивших красках ослепительно освещенной Африки, о ее обычаях и нравах, о своеобразной красоте ее природы.

Из каждой поездки художник привозил много этюдов и набросков. Рисовать Алексей Александрович очень любил, рисовал много, ежедневно. Графика, которая представлена на выставке, передает мастерство художника в быстром рисунке, цель, задача которого – уловить характер, настроение изображаемого.

Тонкая вязь точных и легких линий рассказывает о людях Азии и Африки, о среднерусском пейзаже, о давно минувших днях войны, о героях художественных произведений. Графикой художник занимался с давних лет. во время войны он работал над выпуском окон ТАСС, в газетно – журнальной графике, в карикатуре.

Хочется сказать еще о трех работах А.А. Васильева.

В 1960 году была написана картина «Утро Молдавии» — в мерцающем, солнечном, разнообразно – зеленом колорите, с любовью и нежностью художник рассказывает о счастливой, устроенной, мирной жизни, о начале пути.

В 1974 году написана картина «Художник и время» — неторопливое повествование о человеческой жизни, прожитой в едином созидательном ритме с временем.

Картины «Утро Молдавии», «Рожденные летать», «Художник и время» — своеобразная трилогия об эпохе, в которую жил и творил Алексей Александрович Васильев.
slaid-68-1А. Васильев      1971      Рожденные летать        БКГ

А.А. Васильев был участником Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году, международных выставок в Египте, Болгарии, ГДР, Югославии, Дании и других странах, а также многих республиканских и всесоюзных выставок.

Работы художника находятся в Третьяковской галерее, в Музее  А.С. Пушкина в Москве, в музее г. Филадельфии (США), музеях Молдавии, Киргизии, Дальнего Востока, Узбекистана, Якутии, Бурят-Монголии и др.

Алексей Александрович умер 25 марта 1975 г. В некрологе, подписанном руководителями молдавского правительства, сказано: «А. А. Васильев – художник-гражданин, отдавший свой талант, знания и творческую энергию беззаветному служению советской культуре, страстный пропагандист советского искусства, художник большого творческого диапазона…»

Автор Н. Васильева
img_0520

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *