Художник Виталий Константинович Цвирко

Печатается к дню учителя.
Вячеслав Игнатенко
Кишинев, Молдова

Воспоминания о мастере

Художник Виталий Константинович Цвирко
Виталий Константинович Цвирко
1913 — 1993

 

 С Виталием Цвирко меня познакомил Сергей Катков. Их мастерские были рядом. За такой «подарок” учителю до сих пор благодарен. Виталий Константинович был признанный авторитет – народный художник Беларуси (1963), лауреат Государственной премии(1967).  Я еще с детства хорошо знал творчество Виталия Константиновича.  Мой отец не одно десятилетие выписывал журнал «Беларусь”, где печатали иллюстрации белорусских художников. Для меня это была энциклопедия белорусского искусства.  Не ошибусь, чаще всего печатали пейзажи В. Цвирко.  Они выделялись какой-то мощностью и в то же время теплотой.

Несколько раз выезжал с художником на пленер.  Писал рядом.  Ни у одного художника не было такого походного мольберта как у Цвирко. На багажник машины укладывались два толстых деревянных бруса, сверху холст.   Когда приезжали на место, брусья вертикально закреплялись специально приспособленными крюками, и закреплялось полотно, на котором художник писал.  
Виталлий Цвирко поучал меня: «Пиши с натуры.  Только когда тебя окружает природа, получается трепетное, волнующее произведение”.
Но надо быть большим мастером, чтобы найти нужную композицию, форму, цвет, уметь убрать ненужные мелочи. Сам Виталий Константинович делал рисунок сразу широкой кистью, с налета. Мог двухметровый холст записать за 4-6 часов. Художник по нескольку раз в месяц выезжал на пленер. Было впечатление, будто земля, где он работал, и небо над головой были его мастерской.
Вспоминается 1977 год. Пишет Вязынку, у меня маленький размер холста, у Цвирко – около 3-х метров. Пишет темпераментно. Работа почти окончена, как вдруг с кисти слетает краска, и брызги попадают на холст. Что должен сделать художник? Мне казалось, возьмет мастихин и снимет краску, нет, схватил маленькую кисть, что-то сделал с брызгами и говорит: ”Это полетели птицы”.
Один художник спросил меня, зачем В. Цвирко выезжает на пленер, когда он не пишет один к одному, что видит? В таком случае лучше сидеть в мастерской.  Картины В. Цвирко – образ тех мест, которые он выбирал, а природа Беларуси  была источником его творчества.
Я любил приезжать к художнику на дачу. Было, что он все лето жил там. Большая мастерская на втором этаже мне очень нравилась.  Приезжая к В. Цвирко, всегда останавливался в мастерской.  Стены из бревен, деревянный пол, который скрипел, окружение работ художника, его библиотека давали надолго хорошее творческое настроение.
Художник Виталий Константинович Цвирко
Автограф Виталия Цвирко Вячеславу Игнатенко
«Талантливому художнику Вячеславу. Цвирко»

 

Иногда холсты закреплялись на стенах дачи, и художник работал сразу на нескольких.  Вот  Виталий Константинович пишет четыре большие работы «Времена года”.  Это заказ через художественный комбинат в какой-то Дом культуры.  «Зимний пейзаж” – березовая рощица  в снегу, интересный цветовой мотив, художник говорит:  «От этого заказа многие отказались. Короткий срок исполнения, и березовую рощу зимой довольно сложно написать”.  А  я хорошо помню, какая замечательная работа была написана с красной рябиной на переднем плане.
Сидим у дачи, вечер, из радиоприемника, который стоит рядом, льется классическая музыка. В. Цвирко рассуждает: ”Каждый слушатель представляет себе свой образ.  Когда мы знаем, что произведение, например, имеет название «Весна”, мы представляем, как бегут ручьи или поют птицы. Когда «Осень”, то совсем иное настроение.  Если есть название, мы все подчиняемся ему, и в изобразительном искусстве ряд будет почти у всех одинаковым.  А в произведении должна быть загадка…”
Детали интересны сами по себе, чем их кажется больше, тем понятнее, притягательнее произведение. Зритель чаще всего, в таком случае, начинает искать что-то другое, а не то, чего хотел художник. Теряется главное.  В. Цвирко считал, что картину не обязательно дописывать до конца, тогда и будет загадка. Возможно, поэтому в произведениях художника есть волнующая привлекательность – «Белорусский мотив”, «Голубое небо”, «Каложа”.
Цвирко не любил рисовать лето, где доминировал зеленый цвет.   Художника привлекало более тонкое, лаконичное состояние природы. Многочисленные произведения казались простыми по сюжету – земля и небо.  Но эта простота внешняя («Сказ о Немане”, «Березина”, «Розовый вечер”). Хороший вкус и чувство меры, характерные В. Цвирко, позволяли с легкостью писать картины.  Художник даже самый незначительный мотив пропускал через себя и как режиссер мог собрать в одном кадре те впечатления, которые получил от натуры. Благодаря неожиданному художественному решению и оригинальности, работы художника на любой выставке сразу выделяются среди других.
Один из любимых жанров В. Цвирко – натюрморт.   Впечатление такое, что художник никогда не составлял предметы, будто увидел и написал («Воспоминания”, «Полевые цветы”, «В мастерской”). Когда художник болел и не мог выезжать не пленер, появлялось большое количество натюрмортов. Он очень хорошо понимал материал.  Некоторые работы написаны почти лессировками, гладко: «Заславль”, «Дыхание осени”, другие наоборот, довольно густо заполняли полотно: «Свирь”, «Лесная просека”, «Старая Вязенка”. Все зависело от темы и материала, над которым работал художник.
Можно позавидовать тому, какую школу прошел В. Цвирко.  Это Московский художественный институт (теперь институт имени В. Сурикова). С. Герасимов, который оказал большое влияние на молодого художника, Г. Ряжский и  П. Покаржевский,  А. Дейнека, Б. Иогансон, И. Грабарь.   Но Цвирко всегда помнил своего первого учителя рисования, потом известного поэта К. Крапиву.  Художник вспоминал.  Что во время учебы рядом со студентами часто рисовали или писали преподаватели (чего сейчас не увидишь).  
Нельзя не сказать об акварели  в творчестве Цвирко.  По – мастерски сделанные акварели не могли не обратить на себя внимание даже тех, кто работал в этой технике.  Он, как волшебник, мог подчинить себе все материалы и технологию живописи.
Казалось, что у мастера не было никаких сложностей в жизни. Но не все было хорошо и гладко. Несколько раз воры, зимой, когда никого не было на даче, сломали и загадили все, что смогли. У В. Цвирко сгорела мастерская. Пропали сотни акварелей.  Были большие ящики с бумагой и акварелями. Пожарные баграми вытягивали ящики с листами и заливали их водой. Много работ сгорело. Потери значительные, разве все это могло способствовать творческому настроению?
В 1981 году во Дворце искусств на персональной выставке В. Цвирко было показано несколько акварелей с обгоревшими краями. Мой знакомый, не зная, что произошло на самом деле, на это сказал, что у художника очень интересная находка и подход к оформлению работ.
В конце 70-х художник тяжело болел.  В то время, около года я жил в его мастерской на улице Первомайской. Считаю за счастье, что личные отношения с художником дали возможность на многое посмотреть по-другому.   Это был мудрый человек, художник, который много видел, пережил и научился смотреть на мир с философским спокойствием. Время проходит, но воспоминания, разговоры с мастером, его взгляды на жизнь и искусство остаются.
Нет ни одного белорусского художника, чьи произведения так широко были бы представлены в художественных музеях и картинных галереях других стран. Пейзажи В. Цвирко – это памятник природе Беларуси.
Памятная доска на доме, в котором жил В. Цвирко.
Памятная доска на доме, в котором жил В. Цвирко.

 

Несколько работ художника Виталия Константиновича Цвирко.
виталий константинович цвирко картины
.
виталий константинович цвирко картины
.
виталий константинович цвирко работы художника
.
виталий константинович цвирко работы художника
.
работы художника цвирко
 .
работы художника цвирко
 .
картины художника цвирко
.
картины художника цвирко картины художника виталия цвирко картины художника виталия цвирко цвирко виталий константинович художник цвирко виталий константинович художникцвирко виталий константинович художник цвирко виталий константинович картины цвирко виталий константинович картины цвирко виталий константинович картины
PS   В. Цвирко родился в 1913 году в деревне Радеево Рогачёвского уезда (ныне Гомельская область, Буда-Кошелёвский район) в семье сельских учителей. Отец будущего художника увлекался творчеством русских художников Перова В. Г., Репина И. Е., Крамского И. Н., стены дома были увешаны репродукциями их работ.
Вскоре семья Цвирко переезжает в Минск. В школе на рисунки Виталия Цвирко обратили внимание педагоги по рисованию. Они стали давать ему частные уроки…
В 1929 году будущий художник поступил учиться в Витебский художественный техникум.
В 1938 поступает в Московский Художественный институт имени Сурикова, который заканчивает в эвакуации в 1942 году. В 1946 году становится членом Союза художников БССР.
С 1947 года Виталий Цвирко начинает преподавать в Минском художественном училище, а с 1952 в Белорусском государственном театрально—художественном институте, где сначала заведует кафедрой живописи. В дальнейшем он получает звание профессора и с 1958 по 1960 год занимает должность ректора института.
В 1961—1967 годах художник был секретарём правления Союза художников СССР, а в 1962—1963 председателем правления Союза художников БССР. Народный художник БССР (1963). Умер 11 июня 1993 года.
Вячеслав Игнатенко на могиле учителя Виталия Цвирко.Минск, 2013 г. Вячеслав Игнатенко на могиле учителя Виталия Цвирко.
От сайта НА:  Рассказ о другом учителе В. Игнатенко, замечательном белорусском художнике и педагоге Каткове Сергее Петровиче, читайте здесь

Художник Виталий Константинович Цвирко: 3 комментария

  1. Вячеслав Михайлович Игнатенко
    Родился в 1954 г. в дер. Переделка (Карповка) Лаевского р-на Гомельской обл. Беларусь. В 1983 году окончил Белорусскую академию искусств (художественно-промышленный факультет). В Молдове с 1983г. Участник республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок с 1984г. Член СХ с 1999г.
    14 персональных выставок Кишинев, Тирасполь, Одесса, Минск. 1 – премия за графические работы. Торонто, Канада 1994г.
    Член содружества НА с 2013 года.
    источник

    Кишинев, 2012
    Вячеслав на открытии памятной доски Н. Васильевой в ДХШ им. А. Щусева

  2. Мне очень понравилось! Пишите еще, больше пишите и о себе, и о других художниках. Очень люблю такой жанр! Спасибо!
    Гомель, Елена Калугина

    1. Рад, что через мою статью многие познакомились с работами замечательного художника. Международная конфедерация Союз художников. г.Москва. в этом году выпустила альбом из серии ,,Имена в искусстве,, — ,,Виталий Цвирко. Живопись.Акварель,,

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *