Как легендарный директор музея Пушкина переиграл известного художника

Посвящается 220-летию рождения А.С. Пушкина

Наш сайт не в первый раз обращается к  Пушкину.
1-я статья  Преподносят Пушкина Васильевым.
2-я статья  Одна картина — в двух музеях, две картины — в одном.
Не случайно, что данная 3-я статья выходит в день 220-летия со дня рождения великого поэта. Она связывает две предыдущие и могла иметь название «Васильев преподносит Пушкина«.
Еще одна статья: Неизвестный Пушкин художника Алексея Васильева

Любой художник стремится к тому, чтобы его работы  висели  в музеях.  При этом  желательно, чтобы картины  покупались.

Акт 1 .  На пути к «ловушке».

Алексей Васильев предложил Государственному музею  А.С. Пушкина (Москва) купить одну из его удачных работ «Село Пушкино»  (в настоящее время с. Долна).  Здесь в доме помещика Ралли бывал Пушкин.  Мы об этой картине говорили  в статье Одна картина — в двух музеях, две картины — в одном.

А. Васильев,   «Село Пушкино»,  1954

На предложение поступил ответ:

Москва, 15 сентября 1961 года.
Глубокоуважаемый Алексей Александрович!
Очень была рада Вашему письму. Говорила о Вашей картине с директором. Он, конечно, согласен поставить ее на комиссию, но предрешить заранее решение последней невозможно. Мы со своей стороны сделаем все, чтобы вопрос был решен положительно для обеих сторон. 
Но при всех вариантах необходимо, чтобы картина была здесь: ведь с ней нужно ознакомиться. Поэтому очень прошу Вас выслать телеграмму заранее, т.к. бывают дни, когда я отсутствую в музее. Получив телеграмму, я заранее позабочусь о встрече картины…
С уважением

Вроде, все логично. Чтобы пройти закупочную комиссию, картина должна быть представлена наяву.
Мне  представляется, что музей Пушкина во главе с  директором Александром Клейном и художник Васильев  оценивали развитие отношений по разному.

Акт 2.  «Ловушка» захлопнулась.

А. Васильев переправляет картину в Москву.

23 сентября 1961 г.
Уважаемый Алексей Александрович!
Ваша картина благополучно прибыла в музей.
В  течение  ближайшего месяца  должна быть закупочная комиссия, на которой мы поставим Вашу картину. О результатах комиссии, конечно, сообщу.
С уважением….

Очень скоро комиссия состоялась.

25 октября 1961 года.
Уважаемый Алексей Александрович!
Сообщаю Вам о результатах  закупочной комиссии. Комиссия смотрела Вашу картину и очень одобрила, но купить не смогла, т.к. финансовая сторона у нас сейчас сильно урезана.
Комиссия единогласно высказала мнение, что картина представляет интерес для музея и предложила просить Вас о безвозмездной передачи ее.
Поверьте, что я со своей стороны сделала все, что могла, но….
Очень прошу сообщить Ваше решение по этому вопросу.
Уважающая Вас

Готовы купить, но нет денег.  Такой поворот был неожиданным, возможно, для Васильева, но не для директора А. Клейна. Ниже мы в этом убедимся.

Акт 3.  Благородный поступок

У отца было два варианта: или переправить картину обратно в Кишинев или сделать выбор в пользу безвозмездной передачи пейзажа музею Пушкина.
Художник Алексей Васильев  поступил  великодушно, он оставил картину музею.

4 ноября 1961 года
Уважаемый Алексей Александрович!
Государственный музей А.С. Пушкина с благодарностью примет от Вас на предложенных Вами условиях этюд «Село Пушкино в Молдавии». 
О передаче будет сделана соответствующая запись в Книге Даров, которая имеется в музее.
Еще раз выражаем Вам нашу сердечную благодарность и желаем больших творческих успехов.
Директор  А. Клейн

Директор Государственного музея А.С. Пушкина Александр Клейн


Александр Зиновьевич Крейн, основатель и первый директор московского музея А.С. Пушкина.

Александр Зиновьевич, прошел от начала до конца Великую Отечественную войну и создал один из лучших пушкинских музеев страны. Он был, как и многие яркие люди его поколения, человеком аккуратным, скромным и, прежде всего, человеком безгранично преданным своему делу.
Круг его дружеских и профессиональных связей был огромен. А.З. Крейн обладал удивительным даром объединять вокруг себя единомышленников.
Именно при нем сложилась и продолжает жить традиция дарения, которую теперь называют феноменом московского музея А.С. Пушкина. Обширное собрание ГМП сегодня более чем на треть состоит из даров (2015)! (Источник. Выделено сайтом НА).
Приятно осознавать, что дар художника Алексея Васильева «Село Долна» не был исключением из феноменальной традиции московского музея, которая была сформирована благодаря таланту и организаторским способностям первого директора Александра Клейна.

PS   Работа А. Васильева «Село Долна» не была единственным даром художника музеям Пушкина. Сохранился документ, говорящий еще об одном возможном даре  художника музею Пушкина в Санкт-Петербурге.
Глубокоуважаемый Алексей Александрович!
С благодарностью принимаю Ваше предложение — принести в дар Всесоюзному музею А.С. Пушкина Вашу работу — этюд дома Наумова.
Я надеюсь, что при ближайшей переработке экспозиции мы сможем ее экспонировать в музее… Ваше предложение запечатлеть пушкинские места в Молдавии очень интересно и нам бы хотелось в этом направлении иметь с Вами связь…

Директор Всесоюзного музея А.С. Пушкина М.М. Калаушин.
27 января 1954 года.

Конец

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *