Часть 1
Начнем со второй части заголовка: две картины находятся в одном музее. Похоже на трюизм. В чем интерес? Тонкость заключается в том, что речь идет об очень похожих картинах.
Давайте взглянем на работы.
Картина № 2 За мелким исключением картины одинаковые. На них изображен дом Ралли в молдавском селе Долна. В нем останавливался Пушкин. Обе работы принадлежат дому-музею А.С. Пушкина в Кишиневе. Внимание: в настоящее время обе находятся в экспозиции.
Экспозиция картины № 2
Кто авторы полотен и как они попали в музей?
По порядку.
В 50-е годы художник Алексей Васильев часто ездил на этюды, останавливаясь в красивейших местах Молдовы. В напарники брал коллег, учеников. Иногда ему навязывали детей. Иногда кто-то напрашивался сам. Считалось престижно поехать с Васильевым на этюды. Летом 1954 года местом для этюдов было выбрано с. Долна. Сопровождали отца сын Ярослав и художник-любитель Михаил Замарцев, который вместе с другим любителем живописи профессором-патологоанатомом Федором Агейченко (мы о нем писали здесь) с большой охотой и благодарностью соглашались на предложения выехать на этюды. Замарцев по профессии был портным. В семейном кругу «за глаза» проходил под именем «портняжка». Мягкий, безобидный человек производил всегда доброе впечатление. Сохранилась его фотография.
Середина 1950-х годов. Двор, где жила семья Васильевых. Алексей Васильев (слева) и Михаил Замарцев.
Третий член выездной бригады в с. Долна выглядел так.
Отец выбрал место для этюда. Это была чуть ли не единственная точка, с которой в устраиваемом ракурсе был виден дом Ралли. Замарцев сел чуть сзади. Ему было важно наблюдать за работой мастера.
Так были созданы две очень похожие картины. Внешне они отличаются передним планом. Здесь сказался подход Васильева к композиции пейзажа. Говорит ученик А.А., профессор Минского художественного института Игорь Григорович, который не раз выезжал с отцом на этюды: В те годы меня очень удивляла смелость, с которой он подходил к композиции пейзажа на холсте. Совершенно свободно он убирал куст или дерево, мешающее композиции, и в то же время, вписывал другое деревце, а то и целые куски пейзажа с понравившегося ему места. Васильев посчитал, что левая сторона пейзажа тяжела, перегружена крупными деталями, скрывающими красивый средний план. Так появилась более воздушная композиция.
Как две похожие картины оказались в одном музее?
Картина отца «Дом Ралли, где жил А.С. Пушкин» была приобретена домом-музеем А.С. Пушкина и долгое время экспонировалась в Кишиневе. В 1964 году к открытию в доме Ралли филиала музея, ради укрепления экспозиционного фонда (и по логике тоже) картину Васильева перевезли в дом Ралли. А.В., зная работу Замарцева, предложил музею заполнить ею опустевшее на стенде место. Таким образом картина художника-любителя Михаила Замарцева теперь соседствует с работами художников-профессионалов и прежде всего с рисунком выдающегося графика Ильи Богдеско «Земфира» (см. фото выше, слева). Почетное соседство.
Часть 2
Как одна картина оказалась в двух музеях?!
Речь пойдет о картине, написанной в этом же выезде на этюды.
Отец , когда ездил на этюды далеко от дома, брал, как правило, два холста. Один — для дневного сеанса, другой — для вечернего. И привозил две, практически законченные картины.
Если для первого, дневного, этюда был выбран дом Ралли, то для второго, вечернего, было решено написать панораму села Долна. Отец долго искал место и наконец на вершине холма нашел точку, с которой открывался прекрасный вид на село с красивым кустом цветущего шиповника на переднем плане. Помню за нами была древняя, полуразрушенная мельница, которая с каждым порывом ветра, покачивая пустыми лопастями, натужно скрипела.
Картина получилась на славу. Но и здесь не обошлось без правок композиции. Очень хорошо помню, что поворот дороги с рожью папа писал с другого места.
В качестве свидетельства — маленький (20х15) , предварительный этюд с этого же места, по которому угадывается первый план «в натуре».
(Собственность семьи Васильевых в Хабаровске)
Картина «Село Пушкино», как и первая, попала в музей. В какой? Внимание! В Государственный музей А.С. Пушкина г. Москвы.
В 1972 году, когда отмечалось 65-летие Алексея Васильева, картину прислали из Москвы к открытию выставки.
Сравните:
Государственный музей А.С. Пушкина г. Москвы и
Государственный музей им. А.С. Пушкина г. Москвы.
Не каждый увидит разницу, а она принципиальна.
Возможно в каком-то тексте вместо музей Пушкина было написано музей им. Пушкина, а уважаемый Кир Дмитриевич Роднин решил в вводной статье к каталогу расшифровать и написал, что одна из работ Васильева находится в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
Позже и НА в своем тексте в каталоге пропустила опечатку.
Таким образом одна картина оказалась как бы в двух музеях г. Москвы.
Дом-музей А. С. Пушкина благодарен создателю Союза Художников нашего края и новой коллекции — по сути нового Художественного музея Алексею Васильеву за появление в экспозиции чудесных работ, а Ярославу Алексеевичу за яркий, обстоятельный рассказ о них.