Кишинев, Бессарабия

Андреев П. «Иллюстрированный путеводитель по юго-западной железной дороге» 1897. 

Андреевский путеводитель упоминался на страницах сайта. Можно сказать, он был в руках. Уже тогда путеводитель произвел отличное впечатление своим живым языком, не похожим на сухой язык справочников. Путеводитель предлагает посмотреть на знакомые места глазами  наших предков.
Публикуется большой отрывок из путеводителя. В нем есть одно место, которое очень заинтересовало бы Наталью Алексеевну в тот период, когда она писала свою монографию о Чоколове С.С. 
Всем, кто читал монографию НА «Две жизни художника Чоколова», предлагается найти это место. 
А сейчас в путь по Бессарабии.


Бессарабская ветвь
Раздельная, большая станция главной линии Юго-Западных железных дорог, служит исходным пунктом Бессарабской ветви. Рельсовый путь идет первоначально на юго-запад, пересекая обширную равнину, перерезанную оврагами и балками. Полотно железной дороги входит в долину р. Днестра- местность эта, обращенная широкораздвинувшимися склонами к Черному морю, в знойное лето подвергается умеряющему действию морских ветров и вообще не испытывает резких перемен температуры столь обычных в других местах Херсонской губернии. Южные ветры несут морскую влагу далеко вверх по течению р. Днестра и впадающих в него речек, оставляя следы своего влияния в виде роскошно развивающейся растительности. Долина р. Днестра — сплошной сад- фруктовые сады сменяются виноградниками, далее следуют табачныя плантации, огороды, баштаны, на которых разводятся арбузы, дыни и тыквы. Для жителя северных и центральных губерний долина р. Днестра с ея живописными видами, могучею растительностью, оригинальными типами представителей местнаго населения имеет захватывающий интерес. Окружающая обстановка далеко не обычна, проносящияся пред глазами картины новы, но в тоже время кругом слышится русская речь, хотя временами и испорченная, попадаются чисто русские типы и чувствуется, что все это часть России, часть того могучаго организма, который наполнил собою половину Европы и Азии, соединил в одно целое и ассимилировал целый ряд племен и народов.


Труба на Кучурганской насыпи.

На 13 версте от Раздельной расположена станция Кучурган, получившая название от р. Кучургана, которую полотно железной дороги переходит за этою станциею своеобразною (двухэтажною каменною трубою. В соседстве со станциею находится большая немецкая колония Страсбург. За Кучурганом рельсовый путь делает крутой поворот на северо-запад и минуя небольшую полустанцию Новосавицкую, расположенную в степной, безлесной местности, направляется к уездному городу Тирасполю. Здесь, в 43 верстах от Раздельной находится станция Тирасполь, расположенная в непосредственном соседстве с городом. Тирасполь лежит на левом берегу Днестра и ныне имеет до 30 тыс. жителей- он весь потонул в садах и виноградниках, но несмотря на это имеет мало привлекательнаго для туриста: пыльныя, плохо содержимыя улицы, самые обыкновенныя, а в большинстве случаев даже мизерныя постройки оставляют далеко неблагоприятное впечатление. Лучше всего содержится местность, занимаемая упраздненною крепостью, где квартируют войска. Тирасполь не принадлежит к числу древних поселений этого края. До присоединения к России Очаковской области в 1791 году здесь существовала молдаванская рыбацкая деревня Суклея- после Ясскаго мира на месте Суклеи была основана крепость и рядом с нею возник город- название ему дано в память о древне-греческом городе Тирасе, который, однако, находился не в этом месте. В Тирасполе, как уже сказано выше, много фруктовых садов и виноградников, и отсюда идут большия партии фруктов во внутренния губернии России. Но замечательно то, что тираспольские жители испытывают недостаток во фруктах и на месте, в Тирасполе, купить мало-мальски порядочных фруктов почти невозможно: весь урожай еще с весны закупается приезжими торговцами, после сбора все отправляется по железной дороге и для продажи на месте ничего не остается.
В 6 верстах от Тирасполя, на правом берегу р. Днестра, находится имение Кицканы Л. Л. Звержхановскаго- имение это не велико, заключает в себе всего только около 1400 десятин, но обращает на себя внимание садами и виноградниками, занимающими пространство до 700 десятин.
От Тирасполя рельсовый путь идет прямо на запад. На лево из окон вагона, виднеется село Терновка, приобретшее в 1897 году печальную известность по разыгравшейся здесь трагической смерти 24 человек старообрядцев, лишивших себя жизни путем погребения заживо. Далее, железная дорога пересекает р. Днестр и вступает в пределы Бессарабии. На 56 версте от Раздельной расположена станция Бендеры.
 

Станция Бендеры.

Большое несколько лет тому назад выстроенное по проекту инженера А. В. Кобелева, здание вокзала останавливает на себе внимание путника- оно особенно резко бросается в глаза после маленькаго теснаго здания пассажирской станций в Раздельной, о котором было сказано раньше при описании линии Киев-Одесса. Вокзал в Бендерах с его высокими комнатами и большими окнами является ныне лучшим вокзалом на Бессарабской ветви. Бендеры — бывшая крепость. На разстоянии менее одной версты от этой бывшей крепости, вниз по р. Днестру, лежит город Бендеры с населением более 32 тыс. душ об. пола, ныне уездный город Бессарабской губернии, в общем довольно ординарный и по своей внешности очень похожий на Тирасполь: те-же сады, немощенныя пыльныя улицы и свойственное маленьким городам нашего юга отсутствие оживления и какая-то пустота- приезжему кажется, что он попал в какой то сонный город, где жизнь остановилась. Бендеры известны с эпохи владычества генуэзцев на черноморском побережьи- затем они попали в руки турок, которые создали здесь сильную крепость. С именем этой крепости связано, воспоминание о шведском короле Карле XII, который, будучи разбит Петром Великим под Полтавою, бежал в пределы Турции и долго жил в Бендерах. Во время войн России с Турцией Бендеры неоднократно брали русския войска- но окончательное присоединение состоялось в 1812 году по Бухарестскому миру.

Близ станции Бендеры от линии железной дороги отделяется Варницкая ветвь, направляющаяся к пристани на р. Днестре при сел. Варнице- хлебные грузы, идущие сплавом по реке Днестру, здесь перегружаются в вагоны для дальнейшей отправки по железной дороге.
От станции Бендер рельсовый путь поворачивает на север и некоторое время идет параллельно течению р. Днестра- а далее направляется на запад. На 64 версте от Раздельной лежит небольшая полустанция
Калфа, окрестности которой представляют из себя широкую безлесную степь, перерезанную невысокими пологими пригорками.
 

Мост на реке Калфе.

Далее, на 77 версте от Раздельной находится станция Бульбоки. Тоже небольшой остановочный пункт, заброшенный в степи и имеющий, главным образом, значение, как место отправки хлебных грузов — пшеницы и кукурузы.
По мере удаления от р. Днестра, на станциях встречается все более и более молдаван, причем, чем дальше углубляешься в Бессарабию, тем представители этой народности являются пред глазами наблюдателя более характерными- в Приднестровьи ярко выраженный молдавский тип уже составляет исключение- здесь они подверглись некоторой руссификации, главным образом, под влиянием смешанных браков с малороссами. В глубине же Бессарабии молдаване сохранились во всей их типичности- между ними то и дело попадаются характерныя физиономии дако-романскаго типа, напоминающия античныя римския изваяния. Тонко очерченный энергичный профиль, открытый лоб, прямой или орлиный римский нос, вьющиеся черные волосы, черные глаза, красиво закинутая голова — все это так и вызывает в воображении какую-нибудь фигуру с древне-римскаго форума. Молдавский язык, несмотря на множество славянских и отчасти турецких слов, несомненно, составляет характерную ветвь романских наречий. Филологи находят в нем, на ряду с древне-латинскими словами и этрусския, которыя давно исчезли даже в литературном латинском языке. В народной жизни сохранилось много обычаев, носящих на себе отпечаток древняго Рима. Кто бывал в Италии, особенно в глубине страны, в глухой италианской провинции, кто присматривался к тамошней народной жизни, тот всегда может подметить у молдаван много общаго даже с современным нам италианским народом. Те же обычаи, та же пища, в которой на первом плане стоит там полента, а здесь — мамалыга- те же возы и арбы, те же ковры, узоры которых, каким то совсем непонятным образом, передаваясь из поколения в поколение, перелетели с берегов Тибра на берега Дуная и Днестра.
 
На 94-й версте от Раздельной находится станция Мирены, лежащая на границе Бендерскаго и Кишиневскаго уездов. Полотно железной дороги продолжает пересекать по прежнему широкую безлесную равнину, местами распаханную а местами покрытую лугами, на которых пасутся отары овец.
«Здесь лирой северной пустыни оглашая,
«Скитался я…» — говорит А. С. Пушкин в своем стихотворение «К Овидию». Но от прежних пустынь ныне не осталось и следа- теперь Бессарабия принадлежит к числу наиболее густо населенных местностей Европейской России и здесь уже нет свободы для кочевок больших таборов цыган, воспетых А. С. Пушкиным.
«Цыганы шумною толпою
По Бессарабии кочуют
Они сегодня над рекою
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность весел их ночлег
И мирный сон под небесами…»
В начале настоящаго столетия, когда здесь жил Пушкин, по Бессарабии бродили большие цыганские таборы. Ныне массовыя перекочевки с места на место цыганскаго населения воспрещены и цыганские таборы состоят всего-на-всего из двух или трех семейств. Наш поэт идеализировал жизнь цыган, их стремление к безграничной свободе, отвращение к условностям городской жизни. В действительности едва ли много поэтическаго в жизни беднаго племени, ведущаго скитальческую жизнь. В настоящее время табор бессарабских цыган состоит всего из нескольких шатров- кочуют вместе цыгане одного ремесла, напр. кузнецы отдельно, сапожники, башмачники тоже отдельно и т. д. Впрочем, чем далее тем более прививается среди цыган стремление к оседлой жизни- во многих селениях Кишиневскаго и Оргеевскаго уездов ныне проживают цыгане, занимающиеся хлебопашеством- далее, почти в каждом селе Бессарабии живет по нескольку цыганских семейств, занимающихся на ряду с земледелием разнаго рода ремеслами…
Поезд подходит к Кишиневу, который как-то сразу появляется пред глазами путника, что является результатом нахождения города на обширной плоской равнине. Вид города из окна вагона самый обыкновенный: Кишинев не может похвалиться красотою своего местоположения. 
 
 

Станция Кишинев 
Кишинев находится в 112 вер. от Раздельной. Вокзал, большое здание изящной архитектуры, построен еще во время эксплоатации Бессарабской ветви Русским Обществом Пароходства, Торговли и Одесской железной дороги. Во время сооружения Бессарабской ветви он находился за городом, но теперь Кишинев разросся и тотчас же от вокзала начинается длинная широкая улица, по которой проложены рельсы конно-железной дороги. Внешний вид Кишинева сразу показывает наблюдателю, что это самый обыкновенный провинциальный город: маленькие домики, отсутствие оживления на улицах и какая то не свойственная и совершенно необычная для жителя большаго города тишина…
Кишинев впервые упоминается в первой четверти XV века- в 1788 году он был разрушен турками при отступлении от русских войск и с того времени представлял из себя небольшое селение Кишинку, составляющее теперь нижнюю, старую часть города. Новая, ныне главная часть города, в начале нынешняго столетия была покрыта густым лесом. С присоединением в 1812 году Бессарабии к России и с переводом в Кишинев гражданскаго управления Бессарабской области, население Кишинева стало быстро увеличиваться и старый город, по своей тесноте и нездоровым климатическим условиям низменной местности, сделался неудовлетворяющим своему новому назначению. 2 августа 1834 г. был утвержден план новаго города и с этого времени лесное пространство, песчаное и бугроватое, начало превращаться в ровную покатость, на которой возник новый город с правильно разбитыми кварталами и широкими прямыми улицами, обсаженными деревьями. 
Главная улица города носила прежде название Московской, а со времени пребывания в Кишиневе в 1877 году Императора Александра II именуется Александровскою. На этой улице находятся главныя сооружения города: кафедральный собор, памятник Императору Александру II, архиерейский дом, называемый «митрополией», духовная семинария, губернаторский дом, лютеранская кирха и пр.- на эту же улицу выходит городской сад с поставленным в нем памятником Пушкину.
Кафедральный собор стоит среди площади — сквера- колокольня устроена отдельно от храма- входом в сквер и собор служат выступающия на Александровскую улицу, так называемыя, Святыя ворота, свод которых поддерживается 16 колоннами коринфскаго ордена из цельнаго камня. Собор сооружен в 1836 году на счет казны- архитектура его итальянская. В храме погребены архиепископы кишиневские и хотинские: Димитрий и Антоний и архиепископ иринопольский Григорий. На отливку колоколов, по повелению Императора Николая I, было отпущено 1000 пудов меди из турецких пушек.
Памятник Императору Александру II. В Бозе почивающий Император Александр II Николаевич в начале русско-турецкой войны 1877-1878 гг. находился в Кишиневе. Его Величество прибыл в Кишинев 12 апреля 1877 года, в 9 часов утра. Встреченный в местном кафедральном соборе духовенством во главе с епископом Павлом, Император отправился на Рышкановское скаковое поле, где, после молебствия, был обнародован высочайший манифест об объявлении войны Турции, а затем епископ благословил войско в поход. Делая почти ежедневно смотры войскам, отправлявшимся на войну, Император пробыл в Кишиневе по 20 апреля. Для увековечения времени пребывания Императора в Кишиневе поставлен памятник, составляющий украшение города. Памятник состоит из фигуры Императора во весь рост, в царской порфире- правая рука держит свиток, на котором вырезано: «12 апреля» (день объявления манифеста о войне)- левая рука опущена на установленную на пьедестале державу. На лицевой стороне мраморнаго постамента помещена надпись: «Царю-Освободителю Александру II 19 февраля 1855 г. — 1 марта 1881 г.» У постамента, по углам, укреплены двухглавые орлы с распростертыми крыльями, а весь памятник окружен красивою цепью, прикрепленною к гранитным тумбам.
Памятник А. С. Пушкину. Поэт прожил в столице Бессарабии с последних чисел сентября 1820 г. по июнь 1823 года. Памятник Пушкину сооружен в городском саду на круглой площадке. Он имеет весьма скромный вид: на каменном квадрате установлена небольшая колонна из темнаго отшлифованнаго гранита, вверху которой укреплен удачно исполненный бюст поэта с обнаженной головой и с накинутым на плечи плащем. Внизу колонны, на выступающем из нея квадрате, вырезаны надписи: на лицевой стороне — «Пушкину 26 мая 1885 года» (день установки памятника), а на задней стороне:
«Здесь лирой северной пустыни оглашая / Скитался я… 1820, 1821, 1822, 1823».
Годы означают время пребывания поэта в Кишиневе. От памятника идет вглубь сада густая липовая аллея, в которой поэт часто прогуливался и отдыхал. В честь его она названа Пушкинскою.
Кишинев, являясь административным центром Бессарабии, в тоже время имеет довольно большое торговое значение. Обороты местной торговли сосредоточиваются главным образом на операциях с кукурузою, пшеницею, виноградом, вином, шерстью, табаком и фруктами, как свежими, так и сушеными. За последние годы особенно развивается отправка отсюда сушеных фруктов, которые идут во внутренния губернии и постепенно вытесняют фруктовые консервы заграничнаго происхождения.
Что касается фабрично-заводской промышленности г. Кишинева, то таковая стала развиваться лишь в самое последнее время- ныне здесь действует большая паровая мукомольная мельница, несколько табачных фабрик, винокуренный завод, производящий, между прочим, коньяк, и еще несколько мелких фабрично-заводских предприятий, принадлежащих к категории повсеместно распространенных предприятий.
За Кишиневом рельсовый путь принимает северо-западное направление. Местами появляются и сопровождают полотно дороги холмы и пригорки. Встречающиеся по пути селения и местечки окружены виноградниками, являющимися во многих пунктах Бессарабской губернии едва ли не главным источником дохода. Виноградарство в Бессарабии распространено повсеместно, как у крестьян, так и у помещиков. Крестьянские сады поставлены весьма плохо- у них разводятся исключительно местные сорта винограда и при том посадка виноградных лоз производится в премежку с фруктовыми деревьями, развесистыми орехами и проч.- даже случается видеть среди виноградных кустов гряды овощей, посевы кукурузы. На помещичьих землях, дело разведения винограда, поставлено значительно лучше- разводятся лозы, вывезенныя из Франции, производится своевременно перекопка виноградников, подрезка и очистка лоз. В Бессарабии под виноградниками занято до 70 тыс. десятин земли и одно это уже показывает значение виноградарства для местнаго населения. Сбор винограда производится иногда в конце августа, иногда 8 сентября и бывает в полном разгаре около половины сентября. Урожай винограда в отдельных частях губернии весьма различен. В переводе на вино, максимальный урожай доходит до 2000 ведер с десятины, но в Кишиневском уезде обыкновенным урожаем считается до 400 ведер с десятины. Почти повсеместно в Бессарабии вино продается молодым- понятно, цена на такое вино стоит самая низкая, по вино охотно раскупается одесскими, московскими и варшавскими торговцами, для которых дешевое бассарабское вино является материалом для фабрикации смесей, выпускаемых под громкими французскими названиями. Виноделие в Бессарабии сделало большие успехи за последние десять-пятнадцать лет, когда явился усиленный спрос на русския вина. Наибольшей известностью пользуются вина землевладельцев: Казимира, Томульца, кн. Манук-Бея, Кристи, Дерожинскаго и Понсэ.
На 136 вер. от Раздельной лежит станция Страшены, в 2 верстах от большаго промышленнаго местечка Страшени, ведущаго торговлю зерновым хлебом и имеющаго значение как местный рынок, на который свозится хлеб для продажи окрестным крестьянским населением.
Далее, на 159 версте от Раздельной расположена станция Калараш. Около самой станции находится принадлежащее М. А. Дерожинскому имение Тузоры, где ведется на самых широких началах виноделие и эксплоатация фруктовых садов. В имении имеются фруктовый водочный завод, фруктово-химический для переработки винно-каменной кислоты, развито производство сухих фруктов американской сушки. Вообще имение Тузоры, занимающее площадь в 1.100 десятин, можно отметить, как образец благоустроеннаго южно-русскаго хозяйства с технической переработкой продуктов земледельческой культуры. Г. Дерожинский лично ведет хозяйство уже 35 лет и является у нас в России пионером в деле производства фруктовых консервов и отчасти виноделия. В настоящее время в имении Тузоры под фруктовыми садами находится 210 десятин, а под виноградниками — 70 десятин земли. О размерах производства фруктовых консервов нет точных данных, но судя по тому, что чернослив Дерожинскаго получил широкое распространение и его можно найти во всех лучших магазинах Одессы, Киева, Москвы и Петербурга, должно прийти к заключению, что производство консервов в имении Тузоры — дело большое и имеющее далеко не маловажное значение в общем итоге промышленнаго развития нашего юга.
За станциею Каларашем местность изменяется- начинают появляться группы невысоких гор, которыя то сопровождают рельсовый путь, то прорезываются полотном дороги. Горы эти пологи, покрыты местами травой, местами засажены фруктовыми садами и виноградниками- очертания их мягкия- оне разнообразят ландшафт, но не дают величественных картин горных стран. Здесь природа не подавляет человека, а разсыпая свои блага — плодородную почву, мягкий здоровый климат — призывает к дружной работе на пользу общую…
Минуя небольшую промежуточную станцию Корнешты, лежащую в 180 верстах от Раздельной, рельсовый путь делает несколько поворотов, обходя встречающиеся возвышенности, и направляется к станции Пырлице, находящейся в 198 верстах от Раздельной. За этой станцией полотно железной дороги делает поворот на юго-запад и почти без всяких уклонений в стороны направляется к реке Пруту, где при местечке Унгени, в 212 верстах от Раздельной находится станция Унгени,конечный пункт Бессарабской ветви. Река Прут, служащая границей между Россией и Румынией, катит свои волны в высоких извилистых берегах, спускающихся к воде пологими скатами. М. Унгени ведет значительную торговлю зерновым хлебом, сплавляемым сюда с верховья р. Прута- затем здесь находится таможня- вообще м. Унгени имеет значение, как пограничный торговый путь.

Далее, за Унгенами начинается сеть румынских железных дорог и ближайшим более важным пунктом является город Яссы, самый значительный, после Букарешта, город в Румынии.

Дунайская ветвь

Бендеры, станция Бессарабской ветви, служит исходным пунктом Дунайской ветви. Рельсовый путь, направляясь от названной станции прямо на юг, огибает город Бендеры и некоторое время идет почти параллельно течению р. Днестра- затем, полотно железной дороги уклоняется в сторону и сделав поворот на юго-запад, подходит к станции Каушаны, находящейся в 23 верстах от Бендер. Ныне Каушаны большое промышленное местечко, ведущее значительную торговлю хлебом и скотом. Но не далее, как в средине прошлаго столетия здесь находилась сильная крепость, бывшая летнею резиденциею ханов Буджакской орды. От этой орды ныне осталось название Буджак, присвоенное южной части Бессарабии. С XVI века Буджак был заселен ногайцами, разделившимися на орды и прославившимися своими набегами на соседния страны. В Подолии и Украйне они были извесны под именем Буджаков и Буджацких татар. В настоящее время на месте прежних татарских кочевок находятся колонии, разведены виноградники и фруктовые сады.
От станции Каушан рельсовый путь принимает западное направление и идет долиною реки Ботны. Окружающая местность отличается своим плодородием- посевы пшеницы сменяются полями кукурузы- встречающиеся по пути селения и местеки уже своим внешним видом доказывают зажиточность местнаго населения. На 35 версте от Бендер лежит станция Заим, в районе которой находится целый ряд зажиточных немецких колоний, каковы: Бородино, Березино, Клястиц, Гофнугсталь, Новая Павловка и Формушики. Во всех этих колониях главное занятие жителей — хлебопашество, но также большое значение имеют здесь овцеводство и садоводство.
От станция Заим рельсовый путь продолжает итти по левому берегу р. Ботны, па 52 версте пересекает таковую 40-саженным мостом и на 54 версте подходит к станции Кайнары, которая имеет значение исключительно как промежуточный остановочный пункт, причем, вследствие сравнительной близости Бессарабской ветви, а равно поворотов, которые делает здесь Дунайская ветвь, сфера влияния этой станции крайне ограничена.
Далее, на 77-й версте от Бендер расположена станция Злотий, от которой рельсовый путь делает крутой поворот на юг, направляясь первоначально параллельно течению р. Прута, а затем постепенно приближаясь к таковому.

На 94 вер. от Бандер расположена станция Скиносы, в 10 верстах от которой находится м. Чимишлия. Это большое торговое местечко красиво раскинулось по возвышенности, прилегающей к правому берегу речки Когильнику- в нем до 4000 жителей, и оно имеет значение, как местный хлебный рынок, на который свозится хлеб из соседних селений- обороты Чимишлии по торговле хлебом определяются суммою более 500.000 рублей в год.
За Скиносами рельсовый путь продолжает итти на юг, следуя вдоль праваго берега реки Скиносы. Кругом широкая, безлесная степь, частию распаханная, а частию остающаяся лугом, на котором пасутся стада овец. Овцеводство здесь до настоящаго времени составляет видную отрасль местной производительности и торговля шерстью является не маловажною статьею дохода в бюджете болгар и немцев-колонистов. Временами поезд проносится мимо болгарских и немецких колоний, вокруг которых зеленеют сады и виноградники. Дома в колониях солидные, окруженные содержимыми исправно хозяйственными пристройками. Видно, что здесь на благодатном юге, среди тучнаго чернозема, дающаго хорошие урожаи, живется легче, чем на угрюмом севере, где борьба с природою и разными неблагоприятными условиями, требует затрат такой массы сил, что нередко подрывается энергия… Здесь природа сама идет навстречу желающим работать, разсыпая свои дары, и людям остается только направлять естественныя силы края на пользу общую…
 
 
 

3 мысли о “Кишинев, Бессарабия”

  1. Насколько мне помнится, судьба Чоколова связана с Телешова… В данном тексте Телешова не упоминается).
    О строительстве Дунайской ветви интересно написано Гариным-Михайловским в «Инженерах»..
    А ещё… на станции Заим я вагоны грузил)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *