Не керамический этюд

Елена Смирнова
Красноярск, Росся 

            Мы собирались всем классом на традиционные первоапрельские игрища в квартире нашей учительницы. Квартира была очень похожа на музей – такие редкие книги на полках, картины и рисунки художников, имена которых мы знали  в учебниках по изобразительному искусству.

 

В гости попасть к Наталье Алексеевне всей оравой, т. е. классом, можно было только первого апреля.  Все наши «подарки» к этому празднику, все потешковые розыгрыши в виде бумажных моделей, пластилиновых фигурок, ребусов-картинок, загадочных коробок с секретом, коллажей из «подножного»  материала, открыток с закодированным текстом, масок и деталей костюма, в которых мы являлись в гости, некоторое время хранились в этой уникальной музейной квартире.
             Знаю об этом, потому что мудрая учительница в течение некоторого последующего времени каждому из участников очередного первоапрельского вечера, уже на уроках в школе,  вдруг задавала вопрос: « А как ты вот это-то сделал, как резал бумагу, как соединил в коллаже этот материал и тот?» Мы начинали рассказывать и понимали, что среди произведений искусства в её доме до сих(!) пор хранятся и наши  первоапрельские «сюрпризы». Она рассматривает их. Не зря же спрашивает, как тот или иной узел, узор или склейку ты сообразил сделать. И вот однажды я увидела на полке рядом с китайским драгоценным блюдом (красоты необыкновенной!)  свой маленький подарочек, выполненный к очередному «корпоративному» гулянию, какими и были наши встречи 1-го апреля. Это была  деревянная палочка сантиметров  в 10-12 и вся в кучеряшках, как если бы её точили и при этом не сбрасывали очистки-лепестки, а оставляли их на «теле» дерева. И в верхней части этого кучерявого  бруска оставлена плоскость лица с глазами, носом  и  лбом, которые были прорезаны ножичком.  Помню, что я назвала  его лесным человеком и очень удивлялась восторгам учительницы по поводу выполнения этого деревянного « сюрпризика», а также приёму, при помощи которого был обработан кусочек деревяшки. Наталья Алексеевна  говорила: «Вот только ребенок может так легко и органично превратить процесс затачивания карандаша в выразительную и органичную фигурку домового дедка!». Чё тут удивляться?- думала  я тогда — Это так естественно…
Я думаю, что все её ученики могут рассказать подобные сюжеты или ситуации, когда  учительница  с  неподдельной любовью восхищалась нашим картинкам, сюрпризам и поделкам к  традиционным первоапрельским пересечениям. В сущности,  безделица — эти подарочки, но Наталья Алексеевна держала  такие потешки-подарки рядом с мировыми произведениями декоративно-прикладного искусства. На этой странной, смешанной, но великой  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ полке детские самодельные игрушки соседствовали с вечностью искусства. Такое  соседство демонстрировало нам всю значимость искренности в творчестве  и важность нашей учебной  жизни художественной школе.
           Однажды после одного из первоапрельских вечеров все девочки из класса получили от Натальи Алексеевны необычные брошки – керамические цветы в букетах, с листиками на овальной плоскости.  На меня это произвело сильное впечатление, потому что это был первый  в моей жизни подарок-украшение, а значит, я становилась взрослой…(ура-ура) и скоро подрасту…(скорей-скорей) и тоже буду носить всякую красоту из колец, бус, браслетов, брошек, шарфиков. Такие же красивые и разные, как у любимой учительницы. И брошек налеплю разных и из всего!

 

          Лепила последующие 30 лет (!), но вначале  наступил период освоения керамической глины, её свойств и качеств до обжига и после. Наталья Алексеевна выдавала нам вместе с Ниёлей Игнатьевной (преподавателем по скульптуре) совсем по-немножку керамической глины, но этого хватало надолго. Мы уходили с уроков с таким «колобком» глины. Колобок был величиной с детский кулачок, но его хватало надолго, потому что по-разному мы его осваивали, приноравливаясь с его поведению, т.е. к поведению глины в руках. То не так высушил изделие, то  слишком брутальная  брошь и розочки, как огрызки ломаются на «повороте», то лепестки глиняные слишком тонкие и не выдерживают транспортировки к муфельной печке – откалываются в краешках. То прикрепление детали к основе после просушки отлетает, как будто ты ничего и не делал на эту тему. Мука чистая, но интересна-а-а-а…Кто же кого победит? Ты глину или глина тебя?
 Мы соревновались в классе по исполнению брошек и кулонов, цепочек и бус. В работу шли  и неожиданные материалы — веревка, воск, камешки и спички, ягодки и косточки. После лета мы обрывали особые кусты, плоды которых  после усушки становились  фактурными  и черными, с бликами сложными и богатыми. Бусины получались крепкие, но надо было знать, когда рвать и как прокалывать, как сушить, чем накрывать, что бы блик получился правильный. Кусты росли не во всех местах в городе. И мы их тщательно искали по всем паркам и дворам Кишинева.
P1230343

 

P1230342

 

.
 Кое-что из сделанного в школе, я носила с высоко поднятой головой уже на первых курсах института.  И отвечала на вопросы сокурсниц, что это редкий африканский куст  маньчжурского ореха…Плоды, которые появляются на ветках, раз в пять или шесть лет. Не помню, девочки! Посмотрите в энциклопедии…и проходило. Носила и лепила разные версии таких украшений с превеликим удовольствием, тем более  что оно (украшение) всегда имело и экзотическую форму и необычный по цвету, фактуре, текстуре акцент в общем ансамбле одежды. Авторская гордость и возможность сделать уникальный подарок подружкам, коллегам или родственникам повышала внутренний «рейтинг».
          Это умение и ремесло, любовь к материалу выручило меня в лихие девяностые годы, когда ни зарплаты, ни заказов, ни запасов, ни еды в доме…Благо, что коллеги по институту позволяли положить в свои печки для обжига мои керамические фантазии в виде брошек-пуговиц, клипс и кулонов, подвесок и бус. Салон-магазин, несмотря на тотальное отсутствие денег в стране, принимал и реализовывал эту продукцию. Детское, школьное увлечение  помогло в тяжелых обстоятельствах и  за некоторые сохранившиеся образцы керамических украшений  мне до сих пор не стыдно.

 

 

 

 

Таня Тафтунова однажды  прислала в подарок брошь керамическую, сделанную ею совсем по-другому. Она сохранена и висит в моем кабинете рядом с цветной литографией Игоря Либермана «Пробуждение» и офортом Миши Шевелькина (кораблик с Дедом Морозом). Родные имена, одноклассники по «художке», а Игорь и по институту. Милые сердцу картинки из юности. Когда на них смотрю, мысленно шлю сердечное приветствие и знаю, что как то оно к ним долетает. Сон ли веселый приснится, свет ли лучиком выхватит искреннее детское личико в дороге, жест ли волшебный и нежный увидишь в толпе, звонко облака засветятся ли, тембр голоса узнаваемого, как из детства, мелодия в тишине ночи зазвучит — я  узнаю эти знаки, эти «приветики».  Это друзья вспомнили что-то из нашей общей параллельности совпадений и пересечений в юности и детстве. Из того, что мы делали вместе, чему учились вместе, удивлялись вместе и что  полюбили на всю жизнь. Учительница всему этому учила, настраивала  глаз и сердце, вырастила искренность и творческую храбрость, внутреннюю свободу и любовь к искусству.

 

 

 

 

Мои  внутренние «антенны», построенные и настроенные Натальей Алексеевной слышат друзей  из художественной школы и  друзей по институту. Это такой драгоценный дар от Учителя, который начинался с уроков в её классе  по рисунку, живописи, композиции, прикладному искусству и продолжался  после окончания школы, шлифовался в  институте.
Дать старт всем и на всю жизнь привить, развить и закрепить любовь к прекрасному — великая и вечная работа Учителя.

11 мыслей о “Не керамический этюд”

  1. Замечательное письмо, я аж сегодгя купила материал типа керамической глины — можно обжигать дома при 170 градусах в обычной духовке и расписывать обычными красками, а сверху лаком. Очень удобно — для начала. Тоже захотелось брошку сделать. Единственное думаю, как эту брошку приклеплять к одежде, как ее можно носить, может подскажите как это сделать. Спасибо Тома.

    1. Тома! Специально для тебя сделал фото обратной стороны броши Натальи Алексеевны. Без объяснений видна «система» креплений. Это обычнвя английская булавка (маленького размера), которая на эпоксидке клеится к поверхности.

  2. Спасибо большое Ярослав, теперь смогу сделать тоже что нибудь такое для себя и при этом буду вспоминать Наталью Алексеевну, как будто для нее делаю.

  3. Лена, огромное спасибо за такое прекрасное письмо! Читая его, я как будто окунулась в далекое, но такое чудное, незабываемое прошлое! Помню и керамические брошки всех видов, цветов и размеров, и проволочные украшения, и бумажные бусы, и бусы из ягод, и… всего и не перечислить!

  4. https://www.facebook.com/#!….theater
    То что не успела сделать в художке, сделала сейчас, слепила керамические розочки и мысленно вернулась в то время, в свой класс с Натальей Алексеевной.
    Мои керамические розочки, сделаны из специального материала, который сам высыхает и покрыты глазурью, не требующей обжига. Так как у меня не было возможности работать с настоящей глиной, красками, а потом обжигать. Но удовольствие от работы тоже получила не меньше.

    1. Спасибо за возможность познакомиться с интересными материалами, дающими в творчестве дополнительные возможности.

  5. Спасибо, Лена за чудесный рассказ! Он погружает в нашу Натальеалексеевскую атмосферу, и написан очень красивым стилем. Вы — настоящая продолжательница духа Натальи Алексеевны — романтик и выдумщица! Я вспомнила такие чёрные бусы из ягод — Наталья Алексеевна приносила нам показывать. Меня это завораживало. Помню, что Наталья Алексеевна рассказывала — как умело нужно проделать дырочку в каждой ягодке. И даже спустя десятки лет — я заглядываюсь на красивые семена деревьев, представляя себе, как это здорово выглядело бы на бусах. Жаль, станка просверливать твёрдые «косточки» нет…)))
    Спасибо Лена, ещё раз. И Ярославу Алексеевичу — за ссылочку.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *