Воспитание радостью

Еще одна методическая работа Натальи Алексеевны. Формально она называется «Декоративная композиция в ДХШ». В скобках НА пишет «Воспитание радостью».
«Воспитание радостью» — хорошо звучит, но подходит больше не к подзаголовку отдельной методической работы, а к определению всей педагогической деятельности Натальи Алексеевны Васильевой. 
Титульный лист рукописи Н. Васильевой «Декоративная композиция в ДХШ» (Воспитание радостью).
ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ДХШ
(Воспитание радостью)
(Предложение)
По предложению нашего методкабинета я изучила все имеющиеся в его архивах программы по декоративной композиции, а также проекты, пояснительные записки и т.п.
Как правило, в каждом из названных документов есть такие рекомендации: «…введение занятий по прикладной композиции дает возможность ознакомить учащихся с народным творчеством». Или «…введение этой дисциплины поможет  воспитывать самостоятельность творческого мышления…». Или «Занятия по композиции прикладного искусства … способствуют развитию творческого воображения, художественных способностей школьников» и т.п.
Все это бесспорно верно. Да, необходимо и знакомить ребят с народным творчеством, и воспитывать самостоятельность творческого мышления, и развивать воображение. Но, на мой взгляд, на этих уроках можно поучить еще одному хорошему доброму делу.
Не секрет, что в последнее время, на страницах печати жалуются на недостатки эмоциональности в детях и во взрослых людях. Заметим, кстати, что милиционеры, прокуроры и судьи пишут о воспитании добра и добром гораздо чаще и настойчивее педагогов. Нельзя считать беспочвенным и появление в советском кинематографе  фильма «Чучело». Советские психологи приходят к выводу, что наши дети «… получают полноценное, но сугубо деловое безэмоциональное обслуживание…». Научно это называется «госпитализм» , а ненаучно – воспитание «твердой рукой», т. е. – сыт, обут, одет – изволь хорошо учиться. А игры, шутки, ласки – излишни. А для ребенка режим госпитализма также мучителен, как голодание и побои.
Как же воспользоваться уроками декоративной композиции, чтобы растормошив детскую душу праздничной радостью – научить детей «творческому мышлению»  и развить воображение»?
Мне представляется это возможным. Возникла и начала реализовываться у меня эта мысль лет 20 тому назад, т.е. задолго до того как встал вопрос о необходимости ДК в ДХШ. За это время я приобрела не только некоторый педагогический опыт, но и уверенность в необходимости и возможности влиять на самое дорогое, таинственное, бездонное, своевольное, искреннее, непродажное – на детскую душу.
Пользуясь любезно предоставленной мне возможностью поделиться своими мыслями, опытом и их предысторией.
После окончания ин-та, вернувшись в нашу школу, я с самоуверенной легкостью и некоторым азартом учила ребят творчеству, и бесконечно любовалась каждым проявлением малейшего интереса к нему. Я искренне возвышала свой труд до такой степени, что меня обижала зарплата. (За любовь – деньги?).  И совсем оскорбляли подношения родителей учеников. Я не принимаю их. Но в каждом своем первом классе, с тех далеких лет учу, как можно доставлять человеку радость.
Радость и материальная ценность не всегда совместимы. Говоря словами Экзюпери, дар должен родиться из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилий рук. Тогда он станет «подарком сердцу».
Так возникла идея о подарке-празднике. Не всегда он проходил одинаково удачно. Но всегда мы боролись с настроениями: «Ты мне не подарил —  я тебе не подарю», «Ты мне мало — я тебе еще меньше»… Торговля – качество купеческое, а мы не купцы, мы – творцы.
Однажды моя маленькая ученица, жившая без родителей, с бабушкой и дедушкой, с горечью призналась мне, что никогда, никогда на Новый Год, Дед Мороз не приносил ей подарков.
И вот мы со старшими учениками решили исправить эту вопиющую несправедливость в ее детстве.
И 31 декабря незнакомый «почтальон» принес ей «роскошную» посылку-коробку, расписанную морозным рисунком.
Чего только в ней не было… И кукла, и украшения, и «хрустальный» башмачок, и маскарадная маска, и другие чудеса, даже ласковое письмо от Деда Мороза со Снегурочкой и с их автопортретом…
И все, все, все – самодельное…  (О новогоднем подарке Лиле Хрусталевой читайте здесь )
Вышесказанное отношу к воспитанию радостью. К неожиданно новой грани использования неисчерпаемой возможности рукоделия, называемой на нашем языке – декоративной композицией.
Замечу, кстати, что мы дарили друг другу устные рассказы, сказки, песни, частушки.
Однажды я получила в подарок «кусочек фамилии» своей ученицы Хрусталевой (кристалл горного хрусталя).
Подготовка к праздникам (23 февраля, 8 марта) с элементами мистификации, юмором, тайнами и «предчувствиями»…  Вся эта игра-творчество стимулирует фантазию, воображение. (О подарке НА мальчикам к 23 февраля читайте здесь )
Понимаю, что праздник-игра    это отдельный интересный  разговор, а наша тема сегодня – декоративная композиция. Но, если фантазия – вольная птица, то и надо искать наиболее оптимальный способ приобщения  к этому предмету через раскованное творчество.
Л.Толстой считал, для того, чтобы воспитать литературное творчество у детей, нужно давать им только стимулы и материал для творчества.
Мы дарили друг-другу женские украшения, сказочную обувь, парики, сумки, сарафаны, бороды, цветы, зверей и т.д. и т.д.  Все самодельное, все замечательное — от упаковки до «ритуала» вручения.
И, если не все у нас было достаточно искусным, то следуя словам видного советского психолога Выготского «…важно не то, что создают дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Теперь о регулярных занятиях по декоративной композиции.
Хорошо бы эту главу писать с эпиграфом: «Мир волшебных звуков, чувств и дум».
Мне очень нравятся темы по ДК, предлагаемые В.Н.Полуниной (ДХШ №4, г.Москва): «Радуга-дуга», «Бабочки и самолеты», «Цветы и птицы», «Листья и травы», «Синий кобальт», «Морское дно», «Лотосы Нила», «Готический мотив».
В этом случае сами темы уже образы, и они способствуют образам-решениям. На слух они сочетаются с музыкой и стихами.
Как построить такие системы упражнений, которые способствовали бы развитию творческой активности, фантазии, обучили основам художественной грамоты?
Листья! Вальс из листьев. Вихрь из листьев.  «Пышное природы увяданье». Осенние дожди. Вакханалия цвета.
Листьев бесконечно много. Они разнообразны по величине, цвету, форме, рисунку. Заготовить по-разному тонированную бумагу. Большие листы. Каждому по 3-4 листа. И можно на полу, целый учебный день учить принципам организации пятен, контрастам, ритмам, динамике, статике. Настроению цвета!
Холодным, теплым, легким, насыщенным. Как соотнести части и целое, уравновесить асимметрию и т.д. и т.п.
Самые удачные композиции, приклеить, вывесить. И обсуждать, восхищаться, критиковать. Т.е. двигаться вперед к следующему уравнению.
Оформление салфетки.
Геометрический орнамент по бордюру.
Заданный колорит.
Геометрический орнамент в центре салфетки.
Контрасты и нюансы света.
Каждый оформляет 4,5 салфеток. До тех пор пока не поймут, что делают.
От интуитивного рисования к сознательной художественной деятельности.
II класс.
Женское украшение.
Беседа о ювелирном творчестве, его национальном характере, мастерстве художников.
Украшения компоновать по соответственно тонированной бумаге. 2,3 задания.
Блюдо.
Папье-маше. Особенность элементов национального орнамента. Молдавский орнамент. Керамическая окраска блюда. «Травные» узоры. 2 задания.
Сказочный герой.
Баба-яга, снежная королева, Золушка, Старик Хоттабыч и т.п. Формат крупный. Аппликация. Образ. Национальность сказки. Специфика одежды.
Стилизованное животное.
Бумага. Формат мелкий. Основной принцип – добиться выразительности малыми средствами. 3,4 задания.
Задания могут быть бесконечно-разнообразными:  конверты, летающие аппараты,  змеи, куклы, кружева, космические цветы, веера, елочные игрушки,  архитектура и т.д.  и т.п.
Т.к. один урок в неделю это очень мало, его надо (по-моему) использовать как беседу, консультацию, просмотр «полуфабрикатов».
Выполнение работы дома.
На уроках-консультациях можно поднимать самые разнообразные темы: «Ювелирное дело», «Ковроткачество», «Мебель», «Костюмы», «Театр», «Посуда» и т.д. Как прекрасна тема, предложенная Б.Неменским – «Каждый народ – художник», чтобы сравнить своеобразие украшений, изобретения и постройки в творчестве разных народов. Русское искусство, молдавское народное творчество, японский рисунок, африканские маски, одежда и постройки с национальным колоритом – все это вполне доступно и очень интересно для ребят.
Искусство, в том числе декоративное, необъятно и невозможно его разделить на темы, к которым приспособить методики обучения. Можно лишь приоткрыть дверь в мир искусства. В области духовной это и есть тот минимум, который требуется от школы: увлечь, вызвать желание общаться с ним, научить где и как искать для себя духовную пищу.

Одна мысль про “Воспитание радостью”

  1. Отдавая рукопись напечатать в 4-х экземплярах (см. фото титульного листа), НА распоряжается 1 экземпляр отдать в методкабинет, а остальные М.Ю. Шевелькину.
    Михаил Шевелькин — ученик НА первого выпуска (1965 — 1969). Зачем ему понадобились 3 экземпляра непонятно. Может быть он прояснит ситуацию?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *