Ольга Плэмэдялэ и неизвестная картина Евгении Малешевской

.

В данном сообщении мы только обратим внимание на  одну работу  молдавской (бессарабской, румынской) художницы, ученицы И. Репина Евгении Марцелиновны Малешевской, на которую до настоящего момента никто не   указывал. Тем более это нужно сделать, т.к.   известных  и сохранившихся работ художницы совсем не много.

Яловенская выставка

Кишинев. Послевоенный 1946 год.  Проблем — «выше крыши».  Художники,  как и другие, испытывают трудности.  Совсем не просто Ольге Яковлевне Пламадяла — супруге  выдающегося скульптора Молдовы  Александра Пламадяла (Плэмэдялэ), ушедшего из жизни  накануне  войны.
Алексею Васильеву, занимавшему пост председателя Союза художников Молдавии, выпала трудная задача:  в голодное и неуютное послевоенное время решать разного рода профессиональные и хозяйственные  вопросы.
Васильев   предлагает назначить Ольге Пламадяла  персональную пенсию (ей только-только исполнилось 50 лет).

Пламадяла - персональная пенсия

Пламадяла - персональная пенсия

«НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ ПРИ  СМ МССР ТОВ. ЕРМУРАТСКОМУ В.Н.
Союз СХ Молдавии просит Вашего ходатайства перед Министерством Соц. Обеспечения МССР о присвоении персональной пенсии жене покойного молдавского скульптора Александра Михайловича Пламадяла«…

Далее перечисляются  заслуги скульптора перед молдавским народом. Отмечается также его общественная деятельность.

«Большое значение для Молдавии имеет также общественная работа, выполненная скульптором А.М. Пламадяла. По его инициативе было организовано «Бессарабское Общество Искусств», в котором он долгое время был председателем. Это общество организовало ряд художественных выставок.
Выставка, устроенная по инициативе скульптора А.М. Пламадяла для крестьян в селе Яловенах Кишиневского уезда, является значительным актом художественной пропаганды среди народа, необычным в тот исторический период Молдавии» ( От сайта НА: выделено нами)

Мы нашли ссылку на Яловенскую выставку в книге Ольги Пламадяла о своем муже.

«… Было решено, что выставка продлиться два дня — воскресенье и понедельник.
А.М. Пламадяла, А.И. Балльер и я привезли экспонаты в Яловены в субботу утром и к вечеру выставка была смонтирована в здании школы.
В воскресенье на открытие выставки крестьяне пришли толпами с женами и детьми. Обязанности экскурсовода выполняла я.
Вечером к А.М. Пламадяле пришла делегация крестьян с просьбой продлить выставку на неделю...»

Мы не знаем, сохранился ли каталог выставки  кишиневцев в Яловенах (очень мало вероятно), но точно можем сказать, что на выставке висела картина Евгении Малешевской.  Эту картину мы вывели в названии, как неизвестную. О ней в заключительных строках.

Ольга Яковлевна в той же книге «А.М. Пламадяла»  вспоминала,  как она и Малешевская отбирали картины.

«К Евгении Марцелиновне Малешевской, наоборот, непременно надо было идти на дом и таким путем получать ее работы для выставки. Это было моей специальностью, так как она ко мне благоволила. Ее работы, написанные за долгий период ее художественной  деятельности, были развешаны по стенам ее большой гостиной до самого потолка. Когда, наконец, она указывала мне, что именно можно снять со стены и взять на выставку, мне приходилось проделывать довольно трудную гимнастику.  Я радовалась, что по-прежнему регулярно занимаюсь физкультурой. Иначе я не смогла бы так ловко лазать по столам и стульям и добывать из-под потолка экспонаты для выставки.
Ученица Репина Е.М. Малешевская держала себя в Кишиневе гордо и независимо.  Материально она была вполне обеспечена. В глубине двора своего дома она построила мастерскую…».
Двор Е. Малешевской
Кишинев,  ул. Котовского 75 (ныне ул. В. Александри 75) . Середина 1960-х. В глубине двора мастерская Е. Малешевской. В этой  мастерской  16 послевоенных лет работал художник Алексей Васильев.

О том,  что в доме Малешевской все стены до потолка были завешены ее работами, помнит не только О. Пламадяла.

Анна Баранович о Евгении  Малешевской. Из воспоминаний Натальи Васильевой

Замечательная молдавская художница  Анна (Нюся) Георгиевна Баранович (1908 — 2002) родилась в Бендерах. Училась в Кишиневском художественном училище под руководством Р. Окушко и Ш. Когана (1931). Член СХ с 1945г. Известна как автор жанровых композиций, отображающих сельский быт, психологических портретов, пейзажей и натюрмортов.
Анна Баранович. Рисунок Алексея ВасильеваАлексей Васильев.  Портрет А. Баранович (с  ее автографом).

В один из своих визитов к  выдающемуся молдавскому скульптору Клавдии  Кобизевой Наталья Васильева застала там Анну Георгиевну.  7 января 1994 года — сразу после встречи — она записала: «...Оказалось, что Нюся Малешевскую прекрасно помнит, говорит, что ростом и сложением она напоминала меня, т.е. была небольшого роста и не худенькая. Подтвердила то же, что сказал Виктор Иванов о студии и о том, что Малешевская там читала историю искусств, но это «чтение» заключалось в том, что она, много путешествующая по миру, писала везде этюды и ими иллюстрировала свои рассказы-воспоминания о зарубежных достопримечательностях.
Нюся сказала, что т.к. Малешевская была ученицей Репина, то ее российское образование в румынской Бессарабии совершенно не котировалось и очень скоро Малешевскую выставили из студии. Вместо нее туда пришел некто домнул Константинеску…
Интересно, что Нюся бывала в гостях у Малешевской, пила там чай.     «Там», т.е. в будущем нашем доме, все стены сверху до низу, по ее словам, были завешаны этюдами…»

Возвращаемся к Яловенской выставке.  На фото, расположенном в первом ряду статьи — открытие  выставки. Ольга Яковлевна в своей книге подписывает фото так: «Выставка Бессарабского общества изящных искусств в с. Яловены (1938).  Слева направо: О.Я. Пламадяла, А.М. Пламадяла, А.И. Балльер и директор Яловенской школы«.
И далее  (для нас самое главное): «В левом верхнем углу картина Евгении Малешевской «Итальянский мальчик«.

Почему О.Я. , подписывая фото, обращает внимание читателей на картину Малешевской? Не трудно ответить:  она знала творчество Малешевской лучше других художников,  ибо ей стоило не малых трудов и эмоций доставать картины художницы с высоких стен ее дома.

Мы же обращаем внимание на то, что к небольшому списку известных работ Евгении Марцелиновны Малешевской можно приплюсовать еще одну, выношенную в Италии, — «Итальянский мальчик»!

PS  Статьи, посвященные Евгении Малешевской, смотрите здесь, здесь и здесь.
Ps
Могила Е. МалешевскойКишинев, Армянское кладбище,1975   Татьяна Анатольевна Васильева у  захоронения Евгении  Малешевской

Могила А. и О. ПламадялаКишинев, Армянское кладбище, 2011 .  Захоронение  Александра и Ольги Пламадяла

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *