Пламя в клетке

От сайта НА: Продолжаем публиковать материалы СМИ по поводу выхода в свет книги Натальи Алексеевны Васильевой «Сергей Чоколов. Две жизни«. Выкладываем беседу журналиста Ирины Субботович с автором  монографии, напечатанной 3 декабря 2004 года в газете «Независимая Молдова».
IMG_7254

Ирина Субботович
Кишинев, Молдова

Одни видели в нем гения, другие безумца, третьи бедолагу, но никого не оставляли равнодушными его глиняные чудеса.

Пламя в клетке

Вышла в свет книга Натальи Васильевой « Сергей Чоколов». Ее приятно держать в руках. В издательстве «Arc» постарались, чтобы этот печатный труд, рассказывающий об интересном, необычном художнике, сам по себе был произведением искусства. И это удалось. Прекрасная полиграфия, множество редких старинных фотографий, документов, репродукций… и, конечно, хорош сам литературный текст. Автор рассказывает о высоких материях искусства легко, но отнюдь не легковесно. Мы поговорили с Натальей Алексеевной о ее книге.

— Наташа, скажи, как родился замысел написать книгу о Чоколове?
— Материал для размышлений, для удивления этой жизнью пришел ко мне еще в детстве. Сергей Семенович часто приходил к моему отцу- художнику Алексею Васильеву. Среди других гостей он выделялся особым обаянием. Может быть, потому, что был потомственным дворянином, родственником Тургенева и Веневитинова…
В то время, когда с ним дружила наша семья, это был успешно работающий художник — керамист, в произведениях которого было всегда много праздника, ярких красок, народных мотивов. Но внезапная болезнь резко изменила его жизнь. Полупарализованный, лишенный речи, он продолжал работать! Но творчество его приобретает совсем иной характер. Это ошеломляющая терракота, это модерн – колдовской, ассоциативный мир, где многое угадывается за пределами увиденного. Этот мир меня притягивал, мне хотелось быть приобщенной к этому творчеству, к этой тяжелой жизни, которая — вопреки всякой логики! – рождала такое удивительное искусство. Я навещала его…
V 162 1

— Мне тоже довелось однажды побывать в этой двухкомнатной квартирке на улице Щусева. Помню, что Сергей Семенович Совсем не мог говорить. А ты как с ним общалась?
— Один раз, придя к нему, я увидела на полке новые произведения. Диковинные растения? А может быть, спрут? Одно из этих странных существ было заключено в клетку, и оно бушевало, стремясь на волю. «Что это?» — спросила я. Он неожиданно показал на топившуюся печь. И я воскликнула: «Это огонь!» — «Да, да». – закивал он. Мы были страшно рады, что поняли друг друга! Кстати, при оформлении издания, когда зашла речь об обложке, художник книги Михай Бачинский предложил разместить на ней репродукцию из темы «Огонь». Так и сделали.

-Тебе нравится, как издана книга?
— Конечно! трудно даже поверить, что я – автор такого роскошного, «подарочного» издания, которое попадет и а наш Национальный Художественный музей, и надеюсь, в библиотеки. Кстати, издатели «Arc» были настолько внимательны и любезны, что сделали мне как бы отдельный подарок – помимо основного издания на государственном языке было отпечатано и несколько экземпляров на русском. Теперь я смогу разослать их.

-Друзьям?
— В первую очередь, в музеи. Во – первых, в Абрамцево, в знаменитый музей – заповедник, расположенный в доме крестного отца Сергея Чоколова – Саввы Мамонтова. В Третьяковку, в постоянной экспозиции которой выставлена картина Поленова «Бабушкин сад» — так вот, дом, изображенный на этой картине – это дом бабушки Чоколова, урожденной Екатерины Тургеневой. В питерский «Русский музей», где можно увидеть портрет отца Чоколова, написанный Серовым, ну и еще, конечно, один экземпляр отправлю в библиотеку поселка Горожанка Воронежской области – там находилась «летняя вотчина» Веневитиновых – Чоколовых, и были кустарные мастерские его матери… Кстати, на воротах этих мастерских можно было прочитать замечательный девиз их семьи: « Жизнь без труда – воровство, труд без искусства – варварство».
V 177

— Ты много знаешь о своем герое. Пользовалась ли какой – либо литературой?
— Поскольку это первое издание о жизни и творчестве Чоколова, мне приходилось надеяться только на себя. А за то, что такая работа все же появилась на свет, надо поблагодарить фонд «Сорос – Молдова». Эта организация финансирует проект «Бессарабские художники 20 века», и Чоколов был включен в план. Мне предложили написать книгу, зная о том, что я много лет занимаюсь этой темой, пропагандирую его творчество в газетах, на молдавском телевидении.

-Насколько я знаю, это не один и тот же рассказ, всегда у тебя был новый поворот, новые подробности…
-Удивительно, но материалы, редкие документы, факты как бы сами шли ко мне в руки, их становилось все больше…
Мне было невероятно интересно все – творчество, судьба, необыкновенная биография, родословная! И еще – пока я работала над рукописью, я чувствовала себя неуязвимой по отношению к собственным проблемам, я была защищена темой, которая жила во мне… Не думаю, что я раскрыла ее полностью. Новые поколения исследователей будут обращаться к творчеству Чоколова вновь и вновь. Но надеюсь и даже уверена в том, что в этом случае моя работа им поможет.

Об авторе книги:
Наталья Алексеевна Васильева закончила Кишиневский художественный институт, много лет работает преподавателем в детской художественной школе им. Щусева. Была автором и ведущей разных циклов передач об искусстве на Молдавском телевидении, выступает с публикациями в печати. Выпустила книгу об отце – заслуженном деятеле искусств МССР Алексее Васильеве.

Беседовала
Ирина Субботович.

Пламя в клетке: 2 комментария

  1. Мне лестно, что я оказался одним из первых читателей этой замечательной книги. Наталья Алексеевна так переживала, когда возникали сложности с изданием, с фотографиями работ Чоколова, которые находятся в фонде художественного музея. Она так радовалась, когда книга была издана. Она радовалась даже такой малости, как ксерокопии текста книги на русском языке, которые я помог ей сделать. Сейчас перелистывая альбом, я, признаюсь, сожалею о том, что наверняка не смог в должной мере выразить свой восторг от полученной в подарок книги, не рассказал НА, что книгу с интересом прочитали и мои супруга с дочкой, что довольно часто показываю книгу друзьям. У меня ведь есть подарок НА — ваза сделанная Чоколовым. И ещё одна, подаренная братом НА уже после смерти Натальи Алексеевны.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *