От сайта НА: В конце 2004 года, более 11 лет назад, молдавское издательство ARC выпустило монографию Натальи Алексеевны Васильевой, посвященную выдающемуся керамисту Молдовы Сергею Семеновичу Чоколову. Монография получила высокую оценку искусствоведов; книга стала библиографической редкостью. Многие газеты откликнулись на выход монографии.
Печатаем мнение музейного работника и искусствоведа Ларисы Михайло, опубликованное в журнале «Столица» №92 20 ноября 2004 года.
Лариса Михайло
Кишинев, Молдова
Искусство было его единственной исповедью
Он работал, как поет птица, вспоминают все, знавшие народного художника Сергея Семеновича Чоколова. Он был уникален, никто не мог работать в манере, потому что сразу становился подражателем. Его имя и сегодня вызывает благоговейный трепет у специалистов, знающих молдавское профессиональное декоративно-прикладное искусство, и полную растерянность у тех, кто с этим искусством не знаком. Впервые с творчеством Сергея Чоколова мне довелось познакомиться в начале 70-х, когда начала работать в Художественном музее. На большой юбилейной выставке сразу выделила сказочные барочные вазы, покрытые зеленой глазурью, и терракотовые сосуды-замки, притягивающие своей загадочностью и особой пластической выразительностью. Художник еще жил в нашем городе, долго и мучительно болел и продолжал работать.
Увы, наши пути не пересеклись, я ничего не знала о его трагическом одиночестве в домике на улице Щусева, 97 –а, куда приходили проведать старого мастера некоторые художники. Среди них была художник и педагог Наталья Васильева, которая познакомилась с Сергеем Семеновичем еще зимой 1944 года. Кишинев тогда весь был в руинах, холодное и голодное время. Ее отец Алексей Александрович Васильев, заслуженный деятель искусств, был председателем Союза художников Молдавии, и Сергей Семенович часто заходил к ним домой. Его рассказы о своей жизни, семье, путешествиях были невероятно интересными.
Внучатый племянник Ивана Тургенева и поэта Дмитрия Веневитинова, крестник Саввы Мамонтова, дышавший воздухом передовой русской культуры, Сергей Семенович впервые приехал в Бессарабию в 1914 году, женившись на дочери местного помещика Софье Кристи. Затем долгих девять лет он скитался по Европе в качестве шофера. Чоколов на своем «Рено» возил беженцев, которые метались по Европе в поисках заработка и дешевого жилья. Мелькали Германия, Франция, Италия, Англия, Австрия, Венгрия, Румыния. После 1917 года такое явление, как русский шофер- дворянин, с двумя образованиями и знанием шести языков, было не исключением, а правилом на послевоенных европейских дорогах. «Важны только духовные ценности»,- любил повторять он. Духовные накопления нельзя конфисковать или похитить. Они всегда рядом – в тебе самом. Тем не менее, в 1930 году Чоколов возвращается в Телешово, в богатое имение Кристи. Он принимает участие в реставрации дома, расписывает цветами и птицами фриз под потолком столовой и гостиной, делает витражи в окнах. Чудом сохранился небольшой этюд, написанный в интерьере дома. Он как поэтическая легенда об образах прошлого. Однако в 1935 году С. Чоколов навсегда покидает Телешово. В Кишиневе он женится на Татьяне Бурской, с радостью усыновив ее шестилетнего сынишку Карлушу. В двух комнатах ее дома он жил до конца жизни. На нужды своей семьи художник зарабатывал реставрацией росписей и икон в монастырях и церквах, подробно знакомился с архитектурой, народным творчеством и бытом края. Передвигаясь на повозке или пешком, он любовался красотой степей, лугов, холмов, расписанных безупречной рукой природы. Он учился вековым традициям и премудростям местных ремесел. Во второй мировой войне Чоколов не участвовал – тяжело болел. Война закончилась для него горем. Весной 1945 года умерла не только Софья Кристи, но и его вторая жена –Татьяна Бурская.
В 1945 году состоялся 1 съезд художников Молдовы. Сергей Чоколов был избран на нем членом правления. Тогда ему было за пятьдесят. Ему доставляло необычайную радость быть среди коллег, говорить на близком и желанном языке искусства, служить общему, нужному делу, быть полезным. После организации в 1948 году секции декоративно- прикладного искусства Чоколов с вулканической энергией приступил к любимому долгожданному делу. Он начал создавать цветную керамику, возрождать национальные традиции. Им был создан ряд утилитарных предметов – улчоров, кружек, тарелок, плосок, а затем торжественных светильников и напольных ваз. В начале 50-х годов Чоколов представил на выставке эскизы первых своих ковров, которые позже на Всемирной выставке в Брюсселе были отмечены золотой медалью.
Слушая рассказы художника, Наталья Васильева проникалась все большим интересом к этому удивительно образованному человеку, основавшему молдавское профессиональное декоративно — прикладное искусство. Исподволь она собирала материал о его творчестве, который и вылился в альбом – монографию о замечательном человеке, искусство для которого было единственной исповедью.
Под занавес года издательство АRC выпустило на румынском и английском языках красочное издание « Две жизни художника С. Чоколова» в серии «Бессарабские мастера 20 века». Это стало возможным при финансовой поддержке Фонда Сороса в Молдове и помощи сотрудников Национального художественного музея, в Фондах которого хранятся уникальные произведения мастера.
Автор – Наталья Васильева подробно воссоздает московский, а затем бессарабский и послевоенный периоды жизни и творчества С.Чоколова. Она приводит воспоминания Валентина Серова, написавшего портреты родителей – Екатерины Николаевны и Семена Петровича Чоколовых, великого певца Федора Шаляпина, Художника Игоря Грабаря, архитектора Андроника Якубяна, жены скульптора Ольги Плэмэдялэ, привлекает документы, фотографии. Нужно отметить высокое качество полиграфического исполнения альбома – монографии, где каждая страница продумана и впечатляет прекрасным воспроизведением репродукций ковров, керамики, живописи большого мастера. В них он выражал красоту окружающей жизни – расцвет весенней природы, зной цветущего лета, многоцветье листопада и щедрых даров осени. Художник с благоговением изучал сундуки в молдавских селах, разглядывал каждый черепок народных образцов, принимая в свое сердце все лучшее, что создал молдавский народ за века. Он вобрал в себя столько, что мог и сам создать чудо. Поэтому его произведения будят воображение, заставляют думать, толковать, извлекать оставшееся за пределами увиденного. Искусство было его единственной исповедью.
Благодаря таким монографиям и остается память о художниках, оставивших яркий след в истории культуры.
Спасибо. Согласен.
Ярослав, Добрый день! Скажите, можно ли каким-то образом приобрести монографию Чоколова? Остались ли тиражи? И еще вопрос, издавалась ли она когда-нибудь на русском? Спасибо.
Алина, здравствуй! К сожалению весь тираж разошелся. Буду в феврале-марте в Кишиневе, свяжусь с издательством. Может быть там сохранились какие-то экземпляры. На русском она не издавалась, но Наташа свои экземпляры дарила вместе с переводом (вроде брошюрки). Этот перевод (без репродукций и фото) у меня есть. Его я могу как угодно множить.