На выставке юных художников — ТВ-передача по сценарию НА.

Выкладываем еще один сценарий, написанный Натальей Алексеевной к циклу своих передач по молдавскому телевидению «Юный художник». Действие проходит в 1969 году во время зимних школьных каникул на выставке, посвященной творчеству ребят из детских художественных школ.  Участвуют педагоги (Берова Лидия Леонидовна — в настоящий момент старейший педагог кишиневской ДХШ им. Щусева), авторы  выставленных работ.  Из учеников НА в сценарии участвуют: Майя Мазина, Татьяна Юркова, Светлана Коцофан, Владимир Дубасов, Александр Пискарев…

«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

 

Ведущей “Юный художник”

В кадре выставочный зал Художественного музея.
Ведущая:
— Каникулы – это такое время, когда для ребят открываются все двери. В концертных залах, театрах и кинотеатрах для них идут новогодние представления, детские кинофильмы, для них горят разноцветными огнями елки в скверах и парках. А недавно для ребят распахнулись двери и одного из лучших выставочных залов Кишинева, в котором мы сейчас находимся. 27 декабря здесь открылась республиканская выставка работ учащихся детских художественных школ Молдавии.
Возможно многие юные кишиневцы уже побывали на выставке. А тех, кто еще не успел побывать, и тех, кто не имеет такой возможности, мы приглашаем пройтись по залам выставки сегодня, вместе с нами.
Ребята и Мазина
Вопросы к ребятам-посетителям выставки:
1. Ребята, вы все залы внимательно осмотрели?
2. Какие рисунки, какие картины вам больше всего понравились? Не помните, что на них было изображено?
3. А сами вы любите рисовать?
4. Что вы чаще всего рисуете?
Детская художественная школа – это одна из маленьких “деталей” в общем деле эстетического воспитания.
“Эстетическое воспитание”, мы привыкли к этому словосочетанию. ДХШ вносит свой вклад в общее дело эстетического воспитания, о котором мы часто слышим по радио и телевидению, в популярных лекциях о музыке, литературе, эти слова произносят родители и педагоги, философы и психологи, художники и искусствоведы. Соединение этих двух слов “эстетическое” и “воспитание” обозначает соединение двух неисчерпаемых проблем, проблемы искусства и проблемы человека. А это два огромных мира, каждый из которых обладает своими законами и закономерностями.


На 18-м международном конгрессе по эстетическому воспитанию /Прага, 1956/  один из докладчиков очень своевременно вспомнил слова великого Леонардо да Винчи: “Если живопись – искусство интеллектуальное, а науке свойственно творчество, следовательно, оба – орудия познания действительности”.
Говорят, что когда раскопали Помпею – знаменитый древний город, засыпанный пеплом вулкана Везувия, то на одной из его развалин тоже нашли изображение “головонога”, несущегося в лохматой колеснице, запряженной лошадью, похожей на собаку. Наверное, колесница была мечтой помпейского мальчика.
Наши мальчики с таким же упоением рисуют космические ракеты, несущиеся по диагонали листа, вырванного прямо из тетради.
Детский рисунок, при всей его схематичности и наивности, часто удивительно красив. Этому очарованию помогает детская непосредственность и эмоциональность восприятия. И, почти всегда, маленький автор не понимает красоты своего рисунка.

И, когда к нам в художественные школы приходят ребята, выказывающие прямо-таки безудержную охоту и потребность в рисовании, наши преподаватели стремятся, сохраняя природные качества детского рисунка, научить ребят языку линии, цвета и ритма композиций. А, кроме того, учат понимать и любить искусство, развивают творческие задатки.
Рис.1
(Преподаватель Берова)
Во всех художественных школах и институтах обязательно рисуют гипсы. Гипсы – отличная школа. На его снежно-белую поверхность четко ложится тень, хорошо читается ее малейший воздушный нежно-серый оттенок. Блики не сбивают на матовом гипсе математически четко расположенной светотени.
Рисунок требует внимания, логического мышления и твердой руки. Сегодня здесь в зале находятся и авторы многих работ. С некоторыми из них зрители сегодня познакомятся. Каждый рисующий знает, какая это трудная работа – рисование. По количеству затраченных усилий ее можно сравнить с тяжелейшим ручным трудом, например, колка дров. 6-8 часов рисования выматывает человека вконец. Впрочем, слово самим юным художникам.
В кадре ребята из Р.С.Х.Ш.
Ребята, вам трудно рисовать?
А как вы думаете, почему же так трудно рисовать?..

Ведь, казалось бы, сидит себе человек на стуле, держит в руке маленький легкий карандаш и водит им по бумаге?..
Ведущая:
— Но каждый штрих карандаша, каждый отрезок линии требует от рисующего сложнейшей работы глаза и мозга. Он держит в поле зрения весь предмет и без конца сравнивает, сравнивает, сравнивает между собой его части.
Средняя худ. Школа.
Рис. Гурэу Генадия.
И, конечно, особенно трудно рисовать портрет, даже гипсовый. Изучается анатомия, предварительно рисуют череп, экорше. Если в рисунке закралась хоть малейшая ошибка, так портрет просто не будет похож. Автор этого рисунка Гурэу Генадий.
Рис. М. Кулика.
Тут же рядом висит еще один рисунок – натюрморт из предметов быта. Это очень сложная задача, потому что предметы из разных материалов. Тут и блестящая медь примуса, и еще более блестящий чайник, и деревянный совок, и фаянсовая тарелка, и драпировка – и все это с бликами, тенями, полутонами. Человека, который справился с этими сложными задачами, зовут Миша Кулик.
Ведущая переходит к живописи. У стенда ее ждут ребята.
Вот мы рассказывали о рисунке. А все ли знают, что такое рисунок? Чем рисунок отличается от живописи?..
Итак, рисунок – это все то, что рисуют карандашом, тушью, мелком и т.д.
А живопись пишут красками. Второй, очень важный предмет, которым занимаются в художественных школах, это живопись. В Детских художественных школах живопись пишут акварелью.

Работа С.Игнатия.
Перед вами живопись Сережи Игнатия. Только что мы смотрели рисунок, в котором были предметы из разных материалов. А теперь мы видим, что эту же самую задачу другой учитель, в другой школе ставит пред ребятами. Но решить ее нужно уже не в карандаше, а в цвете. В этом натюрморте – бутылка, медный таз, фрукты, драпировка.
Камера задерживается на фрагментах работы Сережи, а в это время ведущая переходит к другим работам.
Работа Раи.
А этот натюрморт написан Раей Маранда. Тут стеклянный кувшин с подкрашенной водой, керамический кувшин и т.д. Очень сложный натюрморт. Автор старается передать планы натюрморта. То, что ближе к нам – первый план – очень важный, в нем нужно замечать все подробности, такие как полутона, блики, рефлексы и т.п. А на заднем плане эти подробности уже не нужны.
Ведущая с ребятами. 2 натюрморта.
Не все ребята, которые находятся сейчас здесь в этих залах, являются авторами работ, представленных на выставке. Многие из них делают только свои первые шаги в искусстве рисования. Ребята, вот вы занимаетесь в детских художественных школах… Какой у вас самый любимый предмет?
Ребята I класса ДХШ
(Ответ: композиция).
А за что вы любите композицию? Какие темы вам больше всего нравятся в композициях? И в каком материале?

Ответы: Про войну, сказки, животные и т.д. Материал: акварели, масло, пастель, гравюра.
Ведущая:
— Правильно, все ребята любят композицию за то, что в ней можно фантазировать, сочинять, выдумывать. Если в рисунке и живописи от учеников требуют внимания и логического мышления, то, конечно, должен существовать такой предмет, который допускал бы элемент игры и даже перевоплощения. Если бы не было композиции, то фантазия ребят могла бы ослабеть и погаснуть… А фантазия как мускулы. Ей нужны тренировки. (здесь и далее выделено нами — ЯВ)
Композиция Светы Коцофан.
На своих экранах, ребята, вы видите сейчас композицию Светы Коцофан. А вот сам автор. Света, расскажи, пожалуйста, о своей композиции.
В кадре Света Коцофан.
Моя композиция называется «Сказка». Это молдавская сказка про то, как в старину колдовали. Это происходило всегда ночью. А ночью в сказках светит луна. Луна передает настроение таинственности. Эту утварь крестьянской хаты я видела в деревне у бабушки и в Краеведческом музее. А о старых молдавских легендах мне рассказал папа, а он сам слышал от своей бабушки. Я очень люблю делать композиции пастелью. Вторая моя композиция называется «Праздник в селе».
В кадре композиция «Праздник в селе».
Ведущая:
— Ребята, а вам нравится эта композиция? А чем она вам нравится?..
Композиция «Детский сад».
Автор этой композиции Таня Юркова. Таня выбрала для своей композиции одну из самых распространенных и любимых ребятами тем: дружба ребят и зверят.

Композиция «Смена идет».
Сейчас мы с вами посмотрим композицию, сделанную в линогравюре. Автор – Люда Гарбузова. Ее композиция называется «Смена идет». Все знают, что такое линогравюра?.. Название соответствует содержанию? Конечно, соответствует. Молодые рабочие спешат на завод. Автор пытается передать могучее дыхание завода. И, по-моему, ему это удается…

Композиция «Черепаха».
Эта композиция под названием «Черепаха» сделана из аппликации. Автор – Таня Юркова – с нами, она ответит на все наши вопросы. Почему ты решила, что для черепах подходит аппликация? Это не случайно?
В кадре Таня Юркова.
Таня:
— У черепахи настоящий панцирь как бы сделан из кусочков, и это меня навело на мысль сделать в аппликации.
Ведущая:
— А почему у тебя черепахи лиловые?
Таня:
Это сказочные черепахи, и цвета тоже сказочные.
Ведущая:
— Таня очень любит рисовать животных, судя по представленным ею работам. Вот еще одна работа «Зверушки».
Работа «Зверушки».
На выставке представлены композиции 26 детских художественных школ республики, поэтому неудивительно, что темы работ такие разнообразные. Тут и заводы, и фабрики, и птицы, и звери, и растения, и история, и спорт и т.д.

Катя Павловская. «Телятник».
Вот работа Кати Павловской из средней кишиневской художественной школы-интерната. Опять тема животных, но взята она не отвлеченно, а связана с современностью, с делом сельского труженика. В композиции найден солнечный мягкий колорит. Автор композиции – Катя – личность очень известная, два года назад она завоевала первую премию за лучший рисунок на одном из международных конкурсов детского рисунка.
Работа «Спортивный манеж».
Темой этой работы является спорт. Композиция называется «Спортивный манеж». Автор – Алеша Фрунзе, тоже из средней художественной школы-интерната. Здесь изображены моменты соревнования одновременно на разных снарядах – на буме, кольцах, на ковре. Видим мы и судей, и обязательные призы. Автор выбрал низкий горизонт специально для того, чтобы показать как можно больше происходящего. Спортсмены эти из Советского Союза, мы узнаем это по флагу, красиво вкомпанованном в угол композиции. Тема композиции очень хорошо читается и, несмотря на изобилие действующих лиц, смотрится цельно и приятно.
Композиция «Сын партизана». Каларашская худ.школа.
Ребята, давайте вместе обсудим эту работу. Автор ее Саша Уколов. Он учится в Каларашской Детской художественной школе.

Ребята:
Саша для своей композиции выбрал напряженный красный колорит.
Саша старался изобразить фашистов так, чтобы у нас, его зрителей, не было сомнения, что они отрицательные.
Фашистов много, а мальчик один, и поэтому он вызывает у нас еще большие симпатий.
Ведущая:
— Спасибо, ребята. Война – тема, которая волнует не только мальчишек-романтиков, но и взрослых художников, знающих о ней не по рассказам, не по книгам, а потому что вынесли эту войну на своих плечах.
Работа: «Мы убираем арбузы»
А рядом композиция на тему мирного труда. Автор Света Хайбу из Калараша. Работа называется «Мы убираем арбузы». Своей работой Света пытается рассказать с юмором о трудном деле сбора арбузов.
Если будет возможно по техническим причинам, ведущая расскажет о работах ребят из Рыбницы, Котовска, Тирасполя, Унген, Бельц и других городов и районов республики. Эти работы расположены в самых неудобных для показа местах.
Ведущая:
— В детских художественных школах, кроме рисунка, живописи, композиции, преподают историю искусства, на уроках которой ребята изучают шедевры мирового искусства, учатся понимать сложный язык изобразительного искусства понимать этот язык – это значит одновременно воспринимать его линейную, цветовую, тональную и смысловую композицию, уметь видеть красоту удачно положенного мазка, расплывающейся или, наоборот, четко отграниченной от света тени. Только при таких условиях картина будет воздействовать с той полнотой и силой, на которую и рассчитывал создавший ее художник. Потому что в настоящей картине нет ничего случайного, и цвет, и тон, и ритм «работают» на одно – на раскрытие ее идейного содержания, на основную мысль, единую страсть, которые художник заложил в картины.
Ведущая переходит к новой площадке.
К сожалению, на выставке мало представлена скульптура, а этот предмет ребята в детских художественных школах очень любят.

Ребята, расскажите, пожалуйста, какие задания по скульптуре вы выполняли в школе?
Вова Дубасов:
— В глине мы делали натюрморты, череп, портрет, делали разнообразные композиции на разные темы. Мы также выполняли задания по скульптуре в чеканке.
Ведущая:
— Может быть, не все наши зрители знают что такое чеканка. Расскажи, что это такое?
Вова:
— Чеканка – это рельеф в металле. На мягкую подкладку кладется лист металла – медь, наносится предварительно рисунок, а затем специальными чеканами выбивается рельеф.
В кадре – медали. 

Чеканки на выставке нет, но есть медали, сделанные из глины. Медали на тему: сказочный герой и день книги.
Света Коцофан:
В кадре «дымковская игрушка».
— Мы делали в школе также задания в стиле «дымковской игрушки». Даже «герои» были дымковские: барыни, козлы, бараны…

IMG_5708 2Дом НА. Книжная полка, на которой выставлены подарки от учеников. Возможно эта свистулька — подарок от Светланы Коцофан.

Панорама по стенду прикладного искусства.
Ведущая:
— В Кишиневской детской художественной школе имени Щусева ребята, пожалуй, больше всего любят лепить маски к Новому году.
Панорама по маскам.
Вот керамические маски, сделанные разными учениками. Есть тут маски и с огромными ушами, и с длиннющими носами, и толстогубые, и толстощекие. Одним словом, чтобы было посмешнее. Очень хорошие маски получаются из папье-маше. В этом году ребята сделали к Новому году и послали маски в посылках в детский дом маленького литовского города Укмерге. Сейчас ребята с нетерпением ждут оттуда ответа.
Ведущая с ребятами – выпускниками школ.
Ребята, мне бы хотелось спросить тех, кто в этом году кончил художественные школы. Кто чем занимается?
Т.Юркова:
— Я кончила худ. школу в этом году. Сейчас учусь в 9-м классе. Все свое свободное время отдаю рисованию. Кроме того, поступила в детскую студию мультфильмов «Флоричика». Мечтаю поступить во ВГИК на факультет мультфильмов.
Саша Писакрев:
— После окончания худ. школы продолжаю учиться в 8-м классе общеобразовательной школы. Мечтаю поступить в художественное училище.

Ведущая:
— Это, конечно, приятно слышать, что большинство ребят хотят стать профессиональными художниками. А что такое художник? Иногда дети отвечают, что «это дяди, которые умеют рисовать…»
Но умение рисовать или лепить – это только внешняя, ремесленная сторона творчества художника. Художник – это, прежде всего, тот, кому есть что сказать – сказать что-то свое, новое, самим увиденное в жизни, самим вынесенное, самим выстраданное, непохожее на то, что уже было сказано до него другими, никем до него не замеченное, не понятое так, как увидел и понял он.
Ребята, занимающиеся в училищах и средней художественной школе – должны стать художниками, они уже выбрали себе профессию. А ведь ученики детских художественных школ, если не все, так многие – совсем необязательно должны стать художниками, они могут выбрать себе любую профессию.
Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб с благодарностью вспоминает уроки рисования, утверждая, что именно они помогли ему вести успешные бои в воздухе, потому что именно рисование научило ориентироваться в пространстве, определять расстояния…

Рисовали многие знаменитые писатели. Умение рисовать помогало им создавать литературные образы.
Человек, не разбирающийся в изобразительном искусстве, вряд ли сконструирует современную машину, современный самолет, не сумеет спроектировать современное здание.. Может, и не все ребята, чьи работы представлены на этой выставке, станут профессиональными художниками. Но где бы они не работали, кем бы ни стали, в любое дело они внесут творческое начало, фантазию художника.
Неправильно было бы спрашивать, в каких профессиях нужно уметь рисовать, и для каких профессий нужно понимать изобразительное искусство. Это нужно всем.
Мы поздравляем ребят-участников Второй республиканской выставки детских художественных школ с Новым годом, желаем им здоровья, успехов в учебе и веселых каникул.
Особенно мы поздравляем преподавателей художественных школ Молдавии, так как прекрасно понимаем, что успехи учеников – это, прежде всего, заслуга преподавателей. Мы поздравляем их с этой выставкой и желаем новых творческих успехов! Успехов в трудном деле эстетического воспитания.
Наших зрителей мы благодарим за внимание, поздравляем с Новым Годом и приглашаем посетить выставку. Надеемся, что после нашей передачи вы увидите ее по-новому, сможете судить о ней более профессионально. До свидания! Всего вам доброго!
(Автор – Н. Васильева).
Редактор – А. Шалимова.
Режиссер – В. Лесник.

3 мысли о “На выставке юных художников — ТВ-передача по сценарию НА.”

  1. пытаюсь вспомнить своё участие и … не получается) Возможно моё участие планировалось, но по какой-то причине меня заменили на.. мне кажется на Борю Мичри) НА рассказывала как он пытался отобрать у неё микрофон) Или это Саша Пискарёв отбирал…Не, вначале НА по неопытности дала Саше микрофон,а потом не могла его у него забрать. Боре она микрофон не давала, помня чем это может кончится, но Боря пытался в него вцепиться))

    1. Спасибо за детали. Как они важны! Детали «со стороны» (любой комментарий) оживляют текст. Текст начинает жить с реакции на его публикацию. (с) :))

  2. Я прекрасно помню это передачу. Это было в 1974году. Наталья Алексеевна мне позвонила и пригласила на выставку. Я с удовольствием согласилась: было очень интересно и работы посмотреть, и в обсуждении поучаствовать. А через некоторое время все мои родственники смотрели с огромным интересом эту телевизионную передачу.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *