Следующий телевизионный сценарий НА посвящен теме: «учиться делать добро». Передача молдавского телевидения из цикла «Художник» прошла в начале 1970-х годов. В ней принимали участие две ученицы Натальи Алексеевны из ее первого выпуска: Лена Смирнова и Лена Жигня. Упоминается еще один ученик Миша Шевелькин.
Передача 10 числа октября СЦЕНАРИЙ ПЕРЕДАЧИ «ХУДОЖНИК»
Васильева:
Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно опять встретиться с вами. Я не сомневаюсь, что вы хорошо отдохнули, и поэтому весь этот год будете хорошо учиться.
Сегодня наша передача не совсем обычная. Сегодня мы с вами будем говорить о том, каким образом можно делать людям приятное. Оказывается этому тоже нужно учиться… Ведь у нас с вами обязательно есть друзья, к которым мы очень хорошо относимся, уважаем их , любим, но зачастую забываем выразить им свою симпатию или стесняемся это сделать. Вы знаете, есть очень мудрая поговорка: если ты хочешь сделать какое-нибудь хорошее дело, то делай его скорее, а вот, если тебе захочется сделать что-нибудь плохое, то обязательно подумай, и не делай этого «плохого».
Сегодня у нас в студии две гостьи, две Леночки, две Елены Александровны.
Ну-ка, Лена — черненькая, расскажи нам как у вас в художественной школе, в вашей группе возникло желание делать людям приятное и кто они эти счастливцы?
Лена:
У нас в классе в художественной школе учится мальчик очень способный, он работает сильнее многих из нас, и поэтому ему посоветовали поступать в Московскую художественную школу для одаренных детей. Он туда поступил и был этому очень рад. И мы им гордимся. Но наш Миша, до этого, как и все ребята, жил дома с родителями, а в Москве, в интернате, заскучал. И нам очень захотелось чем-то обрадовать его, развеселить. В день его рождения мы решили его удивить, поразить своим вниманием. Мы задумали послать ему в один день сразу несколько писем, сколько у нас ребят. Кто из вас сразу же в один день получал 20 писем? Наверное, таких людей не так уж и много, которые получали сразу столько писем.
Кишинев, вторая половина 1960-х. НА (вторая слева) со своими учениками. Слева Лена Смирнова, справа Лена Жигня.
Васильева:
Но самое интересное то, что все эти письма, насколько мне известно, были не совсем обычные?
Лена Смирнова:
Каждый автор своего письма старался подбодрить Мишу не только содержанием, но и написать эти письма как можно интереснее…
Лена Жигня:
Таким образом, Миша в один день получил 20 веселых писем, среди которых были круглые, квадратные, треугольные, написанные с разными хитростями.
Васильева:
Одним словом, эти письма были не простые: потому что в них были вложены фантазия ребят и желание сделать что-то очень приятное. Поэтому эти письма были как подарок сердцу. И, конечно, Мише было очень приятно все это. Ему ребята в интернате очень завидовали. А сам он своим товарищам присылал и присылает письма, которые по красоте своей и вниманию совсем не уступают тем, которые получает он сам. (см. 1)
Лена Жигни:
И у нас такое правило: и в день рождения и в праздники делать подарки друг другу. И обязательно, они должны быть самодельные и должны быть предназначены именно тому, кому они делаются, с учетом вкусов и пожеланий. (выделено сайтом НА)
Васильева:
Вот они, эти подарки. Тут и тигр, символ мужества и благородства, и стройный конь и крокодил такой зеленый, зеленый, и лукавый черный кот и добродушный черный пес и другие. Я хочу, чтобы наши зрители обратили внимание на то, как хорошо сделали все эти игрушки. Кстати, многие из них очень удачно расписаны.
Лена Смирнова:
И эти подарки мы договорились хранить всю жизнь, все время.
Васильева:
Но, а как вы придумываете эти игрушки? От чего вы отталкиваетесь? Лена Жигня: Я об этом могу рассказать. Наверно ребята знают, что в Кировской области есть такая деревня, — Дымково. Так вот, в этой деревне на протяжении уже нескольких веков все женское население делает игрушки. Они очень яркие, но просты по сюжету. Тут нарядные бабы в пестрых юбках и высоких капорах. Румяные девушки с ведрами. И большое количество полу фантастических животных. Кони — в красных и оранжевых яблоках, трехглавые олени в голубые крапинки. Жители Дымкова очень любили и любят лепить своих героев. Около каждой избы у них в специальной загородке хранится глина.
Москва, 2012. Елена Смирнова в московской штаб-квартире содружества НА
В глину добавляется молоко и еще много разных специй, чтобы глина была более светлая и послушная. И на чисто выструганных досочках лепят бабы Дымкова своих героев. Потом их в печах обжигают, и когда они остынут, их расписывают. Мы делаем эти игрушки не совсем так. Мы их не обжигаем, не добавляем в глину молока, и, наверное, поэтому они у нас получаются намного хуже, чем у дымковских женщин. Наши игрушки могут храниться довольно долго. Но, конечно, не все игрушки долговечны. Такие вещи мы делаем очень быстро, и задача их удивить, изумить: своим размером, красочностью, а также сюрпризом. Вот вы сейчас видите петуха. Большого бумажного расписного петуха.
Лена Смирнова:
Сюрприз заключается в том, что если его поднять, то под ним окажется еще один петух, а под ним еще и еще.
Лена Жигня:
Конечно, такие вещи нельзя делать долго. Их надо делать, как говорят, одним дыханием, вдохновенно. И их разнообразие и выдумка зависит от степени желания сделать приятное. Одним из авторов этих петухов является Лена Смирнова. И она расскажет, как у ребят возникла мысль соорудить именно бумажных петухов и как вообще они делаются.
Лена Смирнова:
В то время я делала по заданию эскиз театральных декораций, макеты по ним, эскиз костюмов. И для того, чтобы больше оживить эти макеты, я придумывала таких конусообразных матрешек. Вот, я даже сейчас продемонстрирую, как это делается. У меня тут все заготовлено. Из бумаги вырезается вот такая форма. Затем она в зависимости от желания расписывается, и потом склеивается или сшивается. И уже готовая головка одевается сверху. По такому принципу мы делали и петухов. Только нужно делать хвост и петушиную голову с клювом.
Лена Жигня:
Ну а когда вы вручали этот подарок? Вы пользовались успехом? Он нравился им?
Лена Смирнова:
Да. По-моему, он произвел довольно сильное впечатление.
Васильева:
Такие роскошные петухи не могли не понравиться. Ну, хорошо, петухов, глиняные игрушки делают в основном ваши девочки, а чем же занимаются мальчики?
Лена Жигня:
Мальчики у нас не только знатоки оружия, но и оружейные мастера. В старое время оружейные мастера очень ценились не только за то, что создаваемое ими оружие было сильным и дальнобойным, но и за то, в какой мере оно было красиво. Поэтому совсем не случайно на выставке искусства
Лена Жигня на третьем курсе ВГИКа
древней Руси представлены виды древнего оружия как образцы искусства. Все ребята, наверное, смотрят фильмы «Где третий король». Там фигурирует арбалет. Несмотря на то, что устройство арбалетов в фильме не показывается, наши мальчики сами научились их делать. Их арбалеты очень дальнобойные, по мере фантазии украшены.
Лена Жигня:
Оружие это очень древнее. И на Руси оно было известно под названием «Самострел», и про него в толковом словаре Даля написано так: «Самострел ставят на лазу зверю, меж двух деревьев, поперек, и насторожив проводят по снегу белый конский волос, за который зверь задевает и таким образом спускает на себя стрелы». В Молдавии принято 1 марта дарить друг другу мэрцишоры. У нас в школе есть специальное задание – делать мэрцишоры.
Васильева:
Мастер мэрцишоров у нас Лена Смирнова. И то, что вы сейчас видите, все это сделано ею. Поэтому она про них пусть сама расскажет.
Лена Смирнова:
Мэрцишорам – особое требование. Они должны быть маленькими, по мере сил выразительными. Сначала мы их лепим из глины, затем красим специальной краской, потом обжигаем в специальной печке.
Архив НА. Подарок ученика. Мэрцишор. Может быть быть его маленькая Лена Смирнова сделала?
Лена Жигня:
Ну, а мальчики даже тут умудряются использовать оружие. Вот какие мэрцишоры делают они. Эти кинжалы и сабли, как утверждает автор, сделаны из обыкновенного гвоздя. Его нагревает на обыкновенной газовой плите, затем отбивает на наковальне, потом полирует.
Васильева:
Я принесла сюда еще несколько подарков, сделанных ребятами, которые не учились в художественных школах. Это называется «Леший». Изображает он дупло дерева и сидящего в нем лохматого лешего. Как вы видите, сделан он из обыкновенного кусочка коры. В данном случае помогли не искусность, а фантазия и желание сделать подарок интереснее. Во всяком случае, совершено ясно, что подарка такого никто не получал, и неизвестно получит ли? И еще – тоже подарок. Автор тоже никогда не учился в художественной школе. Но по выдумке он нисколько не уступает предыдущим подаркам. Это дружеский шарж. Выпилен из обыкновенной доски. Кто читал об «Аку-Аку», тот заметит, в чем этот дружеский шарж перекликается с каменными бабами. Он украшен всякой фантастикой, нарисованной раскаленной иглой. Волосы сделаны из обыкновенной травы. На обратной стороне росписи подаривших. Это коллективный подарок. Да, я еще не сказала, что нос этой куклы подвесной, закреплен только на одном гвоздике.
Васильева:
Как вы видели все вещи, показанные нами, делаются очень просто. Только нужна какая-то заинтересованность. Обязательно умение довести дело до конца, и еще очень немаловажно: нужно иметь хорошие послушные руки. Знаете, люди говорят про нерадивого человека, у которого все сыплется из рук, все плохо получается, неловко: у него две руки левые. Конечно, лучше, когда у человека обе руки правые. Ну, а если у него только одна правая, этого вполне достаточно, чтобы уметь использовать ее широко. Умение делать такие вещички всегда пригодится в любом деле. Вот наша Лена Смирнова собирается поступать в художественное училище на театрально отделение. А там придется делать макеты, декорации. Придумывать костюмы своим героям. На мой взгляд, Лена и сейчас неплохо справляется. Леночка, покажи нам, что ты принесла на передачу.
Лена Смирнова.
Я пробовала оформить спектакли по мотивам сказки Иона Крянгэ «Свекровь и три невестки». Для того, чтобы можно было познакомиться с молдавскими костюмами с предметами быта, с архитектурой.
В этом отношении большой помощью для нас были поездки по Молдавии, где мы писали и рисовали архитектуру, молдавские пейзажи, портреты. Ходили в краеведческий музей рисовать костюмы. Но я старалась не полностью использовать собранный материал, а только отталкиваться от него. Одновременно самостоятельно придумывая. Мои герои оказались вот такими. Это три невестки. А это свекровь. Ребята, наверно, все знают эту сказку, я не буду ее рассказывать. Дело происходит в подвале, где невестки обнаружили много запасов вкусных вещей. Так как действие происходит в подвале кратковременное, то используя вертящуюся сцену, я одновременно делала и думала о третьем действии во дворе этого дома. Вот так это выглядело в черном макете. И еще у меня есть эскиз декорации.
Кишинев 2012. Елена Жигня и Елена Смирнова на знаменитых ступеньках входа в ДХШ им Щусева, в которой учились около полувека назад.
Васильева:
Одним словом, Лене пришлось потрудиться не только карандашом и кистью, но и ножницами, иголками с нитками, клеем. На этом мы заканчиваем нашу передачу. Нам бы очень хотелось, чтобы в следующей нашей передаче, которая состоится в начале ноября месяца, вы, ребята, прислали нам свои летние работы, письма. Ведь нам очень интересно узнать, кто и где был, чем занимался, кому что летом больше всего понравилось. Вы нам нарисуйте все главные события лета. А мы ваши рисунки обязательно покажем по телевизору. Но, а кто из вас мастер делать всякие игрушки – присылайте их или рисунки с них. Наш адрес прежний: Кишинев, Котовское шоссе, 64, Телецентр, передача «Художник». Всего хорошего. До свидания!
(Автор – Васильева)
Редактор – Мельник
Режиссер – Харя
PS На заглавном фото — «на ступеньках» школы ученики первого выпуска НА: Слева: первый ряд — Миша Шевелькин, второй ряд — Лена Смирнова, четвертый ряд — Лена Жигня. Наталья Алексеевна — второй ряд в центре.
1. В архиве НА сохранилось несколько писем Миши, адресованные всему классу. Внизу написано «снять печать». .
Добрый день всем! К сожалению совсем не помню ни-че-го про эту передачу.Может она не состоялась?..свое участие в передачах с НА помню только одно и о-о-о-о-очень неудачное, но смешное.Потому что, на репетициях передачи все было хорошо, а когда включили полный студийный свет и пошел ПРЯМОЙ эфир, а не запись, — я внутри своего горла почувствовала некие новые физиологические «процессы».И когда НА ко мне обратилась с проверенным вопросом, из меня вырвалось совершенно неведомое мне рычание и грохот. Я увидела глаза НА, наполненные тихого ужаса и помню, что подумала о том, что у меня вместе с горлом и ВСЯ голова изменилась и превратилась в одну из голов Змея Горыныча — только что огонь с дымом не вылил из моего горла.А поскольку дыма не видать было, я подумала, что дело все только во внутреннем горле, которое перестало меня слушаться и «рычит» непривычным звуком. Я замерла и сделала вид, что меня нет в студии.Так делают дети в игре:»Чур, меня!»Помню, что в передаче ТОЧНО участвовал Миша Шевелькин и НА, сделав вторую попытку услышать из меня другого качества звук и получив такой же грохот, плотно стала «раскручивать» на общение Мишу. Он же, совершенно не обращавший внимание на камеры , на свет, на напряженную тишину студии (настоящий худождник!..), стал рассказывать долго и медленно про то, о чем его спросила НА. Так что, я думаю, у НА был написан не один сценарий на тему художественного творчества детей школы, но после таких «проверок» в студии некоторые кандидатуры естественным образом отслаивались.Я думаю, что это было в 1966-67 году — мой первый и последний эфир ))))) мне лет 11-12, не больше …
А вот наше всеобщее и повальное увлечение выполнять затейливые картинки, открытки и конверты с авторскими рисунками, — этот я помню. И это увлечение было долгим, вплоть до института и в институте.Самое забавное, что почта СССР это принимала в общем почтовом отправлении, т.е. в общий почтовый синий ящик бросаешь письмо,но с маркой конечно, — и оно доходило! А форматы конвертов были абсолютно нестандартные и странные по своей конфигурации.Мои родственники на Украине обещали выслать их мне, они их сохранили, расписные, треугольные, — я писала письма семье своего брата, который проходил службу на Урале в войсках стратегического назначения и погиб в 1979 году. Одесский военный округ выделил квартиру семье погибшего офицера и они так оказались в Кременчуге. Конверты и письма у них все-все сохранились, но пока, к сожалению, Украина не принимает и не отправляет посылки и бандероли в Российскую Федерацию (!) и не принимает их отсюда…да и у меня сорвалась из-за последних событий тамошних запланированная летняя поездка и в Кишинев, и в Кременчуг.Но думаю, что все скоро как-нибудь устаканится и почта заработает в естественном режиме.Можно будет добавить публикацию на тему с самодельными подарочными изделиями, которые мы научились делать вместе с НА, с учителем-выдумщиком и учителем на все времена!
Спасибо за классный комментарий. Несмотря на то, что рукой телевизионщиков написана дата передачи (10 октября), она могла не состояться по разным причинам, но, может быть, она состоялась с другой или с другими учениками?!
В архиве НА сохранилось много писем учеников в красочных, самодельных конвертах различной формы. Мы их выложим в отдельном сообщении. Среди них есть и «ручной» конверт с почерком очень похожим на почерк Лены Смирновой. ))
Елена Смирнова отрицает свое авторство письма. Печать на конверте помечена началом 1970 года, письмо было отправлено из Кишинева. В это время Е.С. находилась в другом городе. «Алиби» на лицо. Остается другая Лена — другой герой сценария — Елена Жигня. Она часто присылала НА оригинально оформленные письма. Показываем одно из них.