Архив рубрики: Н. Васильева
Уроки НА
Татьяна Тафтунова
Санкт-Петербург, Россия
Подарки НА
Татьяна Тафтунова
Санкт-петербург, Россия
Но я хочу рассказать о подарках НА, которые делала своим ученикам (и не только).
Подарки НА были всегда необычные.
Например, мне Наталья Алексеевна подарила встречу с Мастером.
Я много слышала от нее рассказов о Сергее Семеновиче Чоколове, видела фотографии его работ. Сейчас трудно отделить свое восхищение этим фантастическим неординарным миром керамики Чоколова от ее восхищенного взгляда на его творчество, на его жизнь. Что было первично, не помню, но точно то, что этот мир был первым подарком НА.
И вот, однажды, последние годы жизни Сергея Семеновича, когда он уже был серьезно болен, не мог ходить, забыт своими близкими, НА отправляет меня к Чоколову домой ( как мне вспоминается, чтобы я отнесла какую-то еду).
Кажется мне это, или, действительно, я видела на этом столике глину и начатую работу. Вокруг полумрак и полное запустение. Нет ничего, чтобы напоминало уют, дом знаменитого художника и заботу об очень больном человеке.
Говорю, что пришла от НА проведать его. Он разрешает мне посмотреть работы.
Подхожу к полкам и происходит чудо. Я забываю, что о нищете и убогости комнаты.
Невиданные растения появляются справа, слева, сверху, снизу, среди них выглядывают фантастические звери. Кувшины и сосуды необычной формы, размера. Их поверхность частично задымленная, частично всех оттенков обожженной глины поражает своей фактурой.
Несколько привыкнув к полумраку, замечаю, расставленные на полу во всех углах комнаты, сооружения. Передо мной возникают сказочные замки и башни, некоторые почти с меня ростом.
Никогда ничего похожего я не видела. Это трудно назвать керамикой, это ожившая скульптура. Это видения и миражи, воплощенные в глине. Потом в институте, увидев на лекциях по истории искусств архитектуру Гауди, нашла сходство у этих мастеров. Но оба они стоят особняком в мире искусства.
Прошло много лет, я побывала на многих выставках во многих странах, но думаю, что и сейчас керамика этого Мастера была бы украшением любого музея, выставки. Время не властно над настоящим.
Через какое-то время НА рассказала мне, что все работы исчезли из квартиры: дверь-то не закрывалась.
Умер Сергей Семенович в одиночестве. Близкие забыли о нем, потеряна могила.
А НА не забыла, написала книгу о нем, собрала все возможные материалы, фотографии, завершила
красиво и достойно путь этого художника.
Ушел Чоколов, ушла Наталья Алексеевна, но пока жива память о человеке, жив и человек.
А я получила еще один подарок и урок: восхищение — это незаметно помогать в жизни и после.
Детство. Пушкина, 35. Васильева Н. А.
Татьяна Тафтунова
Санкт-Петербург, Россия
Даже в потоке житейской суеты, даже в мороз неразрешимых проблем, где-то в глубине души есть такой уголок из детства, уютный и залитый солнцем — Пушкина 35 и здесь живет Волшебница, куда можно было всегда заглянуть и согреться.
Здесь красиво, необычно, здесь уютно, интересно, весело, вкусно. Всегда.
Здесь живут картины, книги: толстые и очень серьезные,тонкие, альбомы с прекрасными репродукциями, интересные вещи из разных, разных стран мира, цветы живые и сухие, красивые самобытные ковры, много-много ложек, мольберты, красивая посуда, рукописи.
Вдруг появляется Фея, мама Волшебницы, быстро проходит на кухню и возвращается с блюдом угощения. Все сказочно. Это или необыкновенная, ароматная икра из баклажан (помните: «синеньких»!) , или 1000 маленьких бутербродиков со всякими молдавскими вкусностями, такими разными , такими красивыми, или длинные тонкие стручки зеленой фасоли в ореховом соусе, или…или… Глаза разбегаются, все необычно, все вкусно , вкусно. На круглом столике лежат фрукты, нет, это натюрморты из фруктов, цвет, запах. Живопись, но все можно есть.
Золотистый чай в чашках, каждый выбирает чашку сам по цвету, форме, настроению. Они все специально разные. Необыкновенные.
И начинаются разговоры, истории. Всегда интересные, занимательные и для детей и для взрослых. Много смешных. Всегда умные. Про искусство, про художников, про жизнь. И ты тоже рассказываешь свои истории и тебя слушают, тобой восхищаются, потому что сюда приходят только все талантливые, очень, очень, необыкновенные и разные. Сквозь годы трудно вспомнить точно темы, слова, но тихая музыка этих бесед и сейчас звучит в душе.
Если праздник, то тогда уже начинаются чудеса. От порога тебя проводят с завязанными глазами по лабиринтам, пригоркам, пещерам, ты можешь попасть под водопад ( настоящий, но небольшой, так что ты не очень мокрый, а так, слегка обалдевший). Скатерть может расстелиться на полу, появляется картошка, хрустящие огурчики, помидоры, хлеб, краски, корзинка яиц, их будут расписывать все. Шум. шутки, а потом фотографирование в костюмах на память.
И ты идешь домой, унося в своем маленьком детском сердечке праздник жизни, который всегда с тобой. И ты ни минуты не сомневаешься, что так будет всегда.
Сколько же было заложено таланта, любви, тепла, доброжелательности, мудрости, фантазии, юмора, света в нашей Волшебнице. Она прикасалась своей волшебной палочкой к ученику и начинались превращения.
Всем нам, ученикам, таким разным, одинаково повезло в жизни, мы встретили Учителя.
Такой дар нельзя забыть, нельзя потерять, можно только стараться быть достойным его.
Старшим ученикам ( из первых выпусков) повезло особенно, мы застали
и Алексея Александровича и Татьяну Анатольевну, без них история Волшебницы и Учителя была бы неполной. И еще там, в Москве, жил Ярослав, брат Волшебницы, очень умный ученый, мы всегда знали о нем, потому что как же Волшебнице не иметь ученого брата.
И все они — Васильевы.
Каждому ученику Волшебницы в жизни светит волшебный фонарик из детства, у каждого свои дары, и если все ученики зажгут от этого фонарика свои волшебные фонарики, мир света будет огромен.
Последние яркие моменты
Черный квадрат
Одна из записей рубрики «Возвышенные отношения»заканчивалась словами «Когда было найдено фото Морозова, еще никто не знал, что для ответа на поставленный вопрос (кто он такой?), необходимо будет найти «черный квадрат».
Посвящение Ирине…
Фото Натальи Алексеевны, сделанные Александром Морозовым.
Когда человек что-либо делает «с душой», всегда результат будет превосходный. Такова серия фотографий НА, сделанных в студии Александром Морозовым. (См. Лучшая фотография НА). Важный нюанс. От автора зависит многое, но не все. Важно также и отношение к процессу «субъекта» съемок. Представляется, что на выложенных фотографиях, и тот, кто снимал, и тот, кто позировал одинаково душевно подходили к тому, что делали.
ПОЕЗДКА В КИЕВ (январь 1985 г.)
Татьяна Руденко
Псков, Россия
Идея поехать в Киев возникла, скорее всего, у Натальи Алексеевны. Кто еще мог подумать, что такое возможно!Насколько я помню, в организации поездки принимала участие и ездила с нами мама Иришки Кодреску. Наверняка и другие родители помогали.
Ехали в плацкартном вагоне. О-о,этот 5-й вагон запомнился всем! Во-первых, там что-то было с нумерацией. Ну,как у Задорнова: «5-ый вагон это не тот, который после 4-ого, а тот,который перед 6-ым». Во-вторых, я думаю, он (вагон) сам не ожидал, чтовдруг окажется в составе. Его никто не предупредил и не подготовил. Была зима.А окна в тамбуре были разбиты. Длиннющие сосульки свисали не только с крыши, нои с дверной ручки. Дверь еле-еле открыли. Протопить тоже толком не успели.
Естественно, едва сев в вагон,сразу стали есть! И, конечно, сладкое! Ведь дети же! Пока из дому до вокзаладобрались, успели страшно проголодаться!
Ехали шумно. На верхней полкедрались закадычные и неразлучные друзья — Максим Мальцев и Славик Шевченко. И сними Димка Бронзель. Этот момент даже запечатлен где-то на фотографии. Кажется,играли в карты.
У нас в группе девочки себя велиспокойнее и степеннее. Были несколько девочек на год старше. А мальчишки -просто дети.
Где и как жили, не помню. Были вКиево-Печерской Лавре, в Музее живописи. Кажется, были даже в театре. Ходилимного. НА нас занимала по полной программе, чтобы уставшие лучше спали. Номазаться зубной пастой сил хватало. Это ж святое дело!
Самым подвижным и озорным былМаксимка. Чтобы его как-то организовать, НА назначила его счетоводом. Так онсчитал нас, бегая вокруг толпы. Эту его уникальную способность потом НАчастенько вспоминала и при наших выходах на пленэр.
В последний вечер в Киеве НАорганизовала что-то праздничное. Ребята под ее руководством готовили какие-тономера и сюрпризы, мальчишки показывали фокусы. И всем были вручены медали сизображением 5-го вагона. Это было как боевое крещение!
НА все всегда устраивала сюмором. И всегда была спокойна. Не помню ее ругающейся. Она всегда находила ккаждому индивидуальный подход.
Дорога обратно была поспокойнее.Умотались таки. Я приехала к родителелям с температурой. И еще пара человекпосле хорошего отдыха решили продлить себе каникулы. Но это уже мелочи и деложитейское…
Здорово, что НА решилась на такуюпоездку и родители ее поддержали. Всем огромное спасибо!!!
Татьяна Руденко Выпуск 1982-86 гг.
Лучшее фото Натальи Алексеевны.
Заметка с таким названием уже была. Тем не менее, это не опечатка. Дело в том, что НА, как правило, снималась, т.е. ее снимали, но иногда она снимала других. Среди таких фотографий, когда в роли фотографа выступала Наталья Алексеевна, есть лучшая. Мы ее показываем.