Недавно на сайте была размещена маленькая заметка Натальи Алексеевны «Самые прекрасные сюжеты — рядом«, напечатанная в 1983 году в общесоюзном журнале «Юный художник». Заметка настолько маленькая, что уместилась вместе с пятью рисунками учеников ДХШ на одном листочке.
Листочек со статьей воспроизводим еще раз.
Три абзаца. Совсем ничего. Последний абзац отдан на откуп кандово-социалистической фразеологии. Даже учитывая, что НА писала, как директор школы для союзного околопартийного органа, не верилось, что она со своим тонким и неформальным подходом к учебно-воспитательному процессу, может написать ряд шаблонных фраз.
Оказалось, что и объем статьи и мертвые слова заключительного абзаца — дело рук всевластного редактора.
Настоящая статья Натальи Алексеевны, недавно найденная в ее архиве, принципиально другая, написанная как-раз в духе НА. Все встало на свои места.
САМЫЕ ПРЕКРАСНЫЕ СЮЖЕТЫ – РЯДОМ
Из всех предметов, преподаваемых в нашей «художке”, ребята предпочитают композицию. Может быть потому, что рисунок требует напряжения, умения мыслить абстрактно. Стоит зеленый кувшин, а рисовать его нужно черным карандашом. На кувшине переливается яркий рефлекс от яблока, а его надо ограничить немыслимо «скучным” серым тоном. А жесткие холодные гипсы – сколько требуют они усилия и внимания! Натюрморт по живописи тоже к концу работы становится немым разоблачителем самых неожиданных ошибок и промахов. Другое дело – композиция, считают ребята, — тут сам себе хозяин: тему выбирай по вкусу и распоряжайся ею как хочешь.
И действительно, даже из композиций, отобранных журналом «Юный художник”, можно составить некоторое представление о разнообразии тематики. Порой получаются интересные работы, сюжеты которых почерпнуты во время знакомства с профессиями родителей, старших товарищей. Это мужественные профессии, связанные с модной современной техникой. К сожалению, иногда в таких листах обнаруживается повышенный интерес к отвлекающим мелким деталям и подробностям. Но определенное знание трудной индустриальной темы заслуживает внимания и одобрения. Это – «Строительство” Карамана Володи, «Карьер” Бокана Юрия ( препод. Берова Л.Л.) и др.
Любители художественной литературы – любят иллюстрировать прочитанное, обнаруживая интерес к сюжету и его остроте. Об этом свидетельствуют бесчисленные иллюстрации, накопившиеся в методическом фонде школы, среди которых работа Валерия Майорова «Том Сойер” (препод. Высоцкая Г.Г.), Якопюк Жанны «Как Пэкалэ батрачил у попа” (препод. Выхоченко П.П.), Левенца Валентины «Кошелек с двумя грошами” (препод. Чебоненко В.Д.) и еще много замечательных сказок и цирка, цирка, цирка. Грустных клоунов и смешных дрессировщиков, свирепых львов, ловких жонглеров и трогательных бесплотных, как привидения, наездниц – с упоением рисуют наши самые маленькие девочки и мальчики.
И порой поражаешься, до чего убедительно передан праздник циркового представления. Алик Бинев (препод. Ротару Н.З.) так плотно написал красную раскаленную сковороду арены, что кажется, на ней все кипит, подпрыгивая и кувыркаясь.
Однажды, уже уставшие порядком, представители выставкома, отбирая работы для очередной республиканской выставки учащихся художественных школ Молдавии, их у нас около сорока, разложили на полу выставочного зала «цирковые” композиции нашего преподавателя Галбина С.И. Моментально пол превратился в огромную веселую мозаику из разнообразных красных и желтых пятен – у всех улучшилось настроение, кое-кто даже запел «Торреодор, смелее в бой!” – так бодряще подействовали на взрослых художников хорошие композиции ребят.
Гораздо реже бывает, когда ребята для веселой композиции находят неожиданный колорит, заметно усложняющий настроение сюжета.
Маленькая Вита Брутер свою первую, в нашей школе композицию назвала «Маскарад”. Лист сложного розово-серого цвета. Худенький остроносый Буратино и желтый ключик – вот и все. Но яркий ключик на грустном фоне превращается в смелую мечту, а щупленький Буратино – в храброго героя. Эта композиция создавалась под руководством М.Ю. Шевелькина, который совсем недавно был просто Мишей, нашим очень способным учеником, а теперь он отрастил бороду, закончил Репинский художественный институт и стал совсем взрослым. Почти вся группа, в которой учился М.Ю. Шевелькин, — стала художниками. Лена Смирнова и Валерий Черный – художники-интерьера, Витя Ковалев – скульптор, Игорь Либерман – график, Лена Жигня – кончает ВГИК, мультипликацию, Таня Капустенко – художник-реставратор, Света Чеботаревская – архитектор, Таня Болгарова художник-педагог, Вова Хохлов – полиграфист. Так вот, ребята (взрослые!) этой удачной группы недавно вспоминали, что как-то пришли они утром в нашу школу, — а мы тогда занимали маленький, в три комнаты, но славный домик, в нем родился архитектор А.В. Щусев, поэтому наша школа и носит это замечательное имя, — выглянули они в окно и … тут-то заметили почти сказочное лиловое утро. На их глазах оно поголубело и зашевелилось – пошел снег. Сильный снег в Молдавии – явление кратковременное и долгожданное, а потому в детстве очень запоминающееся. Школа недолгое время крепилась, а потом заерзала, заныла, заканючила: «идемте во двор, идемте в парк – любоваться снегом”. Наконец преподаватели скульптуры нашли компромиссное решение: выйти во двор, и каждой группе вылепить из снега бабу.
Баб не только выкатали и вылепили, но и расписали акварелью. Вскоре с жалостью наблюдали, как они фантастически деформируясь, истекали разноцветными подтеками и потоками. Поэтому каждая композиция наших учеников на зимнюю тему – либо воспоминания, либо мечта о настоящей зиме, о хрустящем снеге, о санках, лыжах и коньках. Достаточно взглянуть на работы Зениной Оли (препод. Ротару Н.З) и Мироновой Тани (препод. Лебедева Т.В.), чтобы убедиться в этом.
Тем не менее, у нас в городе стоят новогодние елки, которые затейливо отражаются в окружающих их взбитых лужах.
В школе же первым признаком Нового Года являются ставшими традиционными задания по декоративной композиции – елочные игрушки, аппликации и другие поделки. Недавно ученики преподавателя Бульбы В.Б. сделали очень интересные витражи из покрашенной кальки и плотной черной бумаги. Но, пожалуй, самым характерным заданием для этого времени являются маскарадные маски из папье-маше.
Наши учащиеся охотно делают и другие «сезонные” задания. Весной на планшетах расцветают веселые первомайские флаги, а о её приближении говорят выполненные ребятами мелкие-мелкие человечки в национальных одеждах, утварь, животные и т.п., по паре нанизанные на ниточки. 1-го марта, в первый день весны, в Молдавии все дарят друг другу такие (разные!) мэрцишоры, теперь они обозначают симпатию и расположение.
Осенью композиции буквально ломятся от яблок, винограда и других ярких овощей и фруктов, собираемых сильными руками наших колхозников.
Как я уже говорила, ребята очень любят эти задания, наверное, поэтому они и получаются хорошо!
Но все ли, что любят изображать ребята, хорошо?
Я, например, терпеть не могу композиции на «кровожадные” темы. А сколько же их было пересмотрено нами за 24 года существования школы? – Сотни! Проколотые мушкетеры, зарубленные рыцари, изодранные гладиаторы – все залито обильным кадмием красным, а если он уже кончился, то просто краплаком, иначе кровью. Правда герои таких композиций умирают быстро, эффектно и без страданий.
Долго наблюдая за этим удивительным детским качеством, я думала: почему ребятам так интересно и даже приятно изображать ужасы и страхи? Скорее всего, решила я, оттого, что нашим ребятам редко бывает больно (и это замечательно!). Промелькнет простуда, да и то запомнятся дефицитные апельсины и нежная мама наконец-то не на работе, а дома. Или бежал, бежал и упал, ну больно 15 минут, а потом быстренько забыл. Наверное, не все ребята знают, что бывает очень сильно больно, больнее, чем укол и синяк, поэтому они так бесстрастно — равнодушны к гибели своих героев. А, если ребята увидят на улице человека, которому совсем плохо, который нуждается в быстрой помощи и не в силах об этом сказать, что же они – пройдут мимо, потому что со своим маленьким жизненным опытом посчитают: ничего, «до свадьбы заживет”?
А человек погибнет.
Когда-то мне довелось видеть рисунки детей блокадного Ленинграда. В них не было крови, но не было и солнца, того самого уютного солнышка в уголке листка. И взрывы от бомб не были такой пышной красоты, как у современных мальчишек. Бледные ребятишки героического Ленинграда хорошо знали, что бомба – это горе, что война – это ужас. Они знали, что такое остаться без мамы, что такое голод, что такое страшно.
Может быть, я не права? Наши ребята не знают, что такое больно – пусть же свободно делают свои «кровожадные” композиции, это так безобидно, смешно, непосредственно и мило!
А как же тогда старушка, задыхающаяся от сердечной боли – так и останется без помощи? А как же тогда народная мудрость, которая остерегает целиться в человека даже из игрушечного ружья?
Говорят, что фантазию нужно тренировать как мускулы, а доброту, сочувствие тоже, наверное, нужно тренировать.
«Моя мама – учительница, — прочитала я в одной книге, — и целый день она проверяет тетради, а я хочу, чтобы она была красивая, как другие тети”. Автор этого письма нарисовал маму в парикмахерской. Этот рисунок повесили в центре Ереванского выставочного зала, потому что в нем выражалась забота о человеке.
Сколько же таких тем, которыми можно рассказать о себе, своих переживаниях, сомнениях, наблюдениях, впечатлениях…
Как много надо рисовать и писать, чтобы легко и просто изобразить задуманное.
Как много нам надо учиться…
«Молодые люди, желающие стать служителями красоты, — сказал Родэн, — благоговейно любите мастеров, которые предшествовали вам… Упражняйтесь без передышки: нужно набить руку в ремесле.
… Сюжеты самые прекрасные находятся перед вами, ибо это те сюжеты, которые вы знаете лучше всего”.
ВАСИЛЬЕВА Н.А.
директор Детской художественной школы им. А.В. Щусева
Г. Кишинев
PS Работе редактора не позавидуешь. Приходиться во имя целостности журнала, что-то выбрасывать в статьях, что-то заменять в тексте… Но нельзя превращать живой текст в нечто неузнаваемое. В таких случаях лучше не печатать вовсе.