Наталийский метод покоряет Европу

От сайта НА:  Автор статьи Елена Лен (Преснякова)  получила начальное художественное образование в кишиневской ДХШ им. А. Щусева. Занималась  у известного молдавского педагога Натальи Васильевой.  Ею написано несколько  тонких и живых воспоминаний, за которые в 2014 г. получила Наталийскую премию (см. здесь,     здесь,       здесь )..
Воздействие на детей методики преподавания Натальи Алексеевны  настолько мощное,  что многие из учеников ДХШ  после получения образования посвящали свою дальнейшую деятельность педагогике. В их числе Елена Лен.
Фотографии и аудио в тексте взяты из архива Н. Васильевой.

 

Елена Лен (Преснякова)
Милан,  Италия
Лауреат Наталийской премии

Наталийский метод покоряет Европу

У меня появилась возможность давать уроки рисования детям. А это значит, что я смогу использовать методы Натальи Алексеевны.

Хотелось создать на уроках интригу, тайну, которую будем открывать поэтапно , описывая идею, потом процесс её подготовки и реализации , и  только потом радоваться результату. Но результат настолько превзошёл все ожидания, принёс столько удовлетворения, гордости, восторга всем участникам, что молчать об этом до конца статьи было просто невозможно. Поэтому начну с описания результата и отзывов, а потом уже речь пойдёт детально о процессе.
Восторг родителей, полное внимание детей, великолепное поведение, терпение и нежелание покидать класс по окончанию урока — не считаете ли вы , что это лучшие показатели успеха?!

 

Класс Натальи ВасильевойДХШ, 1999 год.  Интерьер класса Натальи Васильевой, в котором училась Лена Преснякова  (ищите слева внизу).  На заднем плане «старые» ученики навестившие  своего педагога. 

 

Представьте… чтобы сказали итальянские дети и их родители попав в класс Натальи Алексеевны? Может её подход кажется таким чудесным только нам, всем рождённым в СССР? Может за пределами социальных групп с  определенным менталитетом и традициями всё это просто детские фантазии?
Чтобы получить конкретные ответы, надо было произвести конкретный эксперимент. Я очень долго не решалась и очень боялась. Итальянское законодательство, ответственность за то что говоришь и как говоришь, скрупулёзный контроль, особенно по отношению к детям, очень пугали.
Слова были взвешены , темы и репродукции отобраны и проверены несколько раз библиотекарями и социальными работниками.
Выжившие темы:
1. Натюрморт с натуры живопись и рисунок
2. Композиция на свободную тему.
Дети:
Две группы по 15 человек с 10 до 14 лет.
Занятия:
По субботам в течении трёх месяцев.

 

Чаепие на уроке.Сильный методический прием — чаепитие  с педагогом.

 

Как перенести всех в класс к Наталье Алексеевне?
1. Репродукции на стенах. Помните длинные белые полосы склеенных вместе листов ватмана, а иногда это была обратная сторона обоев , к которой Наталья Алексеевна, старательно и, думаю, стратегически, выбирала репродукции. Со стен они сопровождали все уроки. Иногда менялись, вдохновляя Нашу Наташу на темы для историй и разговоров во время работы. Так я и сделала.
2. Потом натюрморты. Найти не просто предметы,  а создать между ними историю. Рассказать, охарактеризовать каждый, найти изюминку и преподнести детям. Научить смотреть , искать, выделять и в тоже самое время сливать в единое целое.
3. Класс готов. Знаменитого шкафа  и быть не могло, на это нужна жизнь. Я посвятила себя воссозданию самого учебного процесса.

 

Класс НА Шкаф - музей«Знаменитый» шкаф-музей в классе Н.А.

 

Встреча учеников и добрые слова похвалы каждому. Совместные посиделки вокруг стола, рассматривание книг и репродукций. Смешные и поучительные истории в процессе работы. Индивидуальный подход, беседы и отдельно подобранные репродукции каждому.
Да, сложно, и до Натальи Алексеевне мне никогда не дотянуться. Я поняла, что доброе слово творит чудеса, что истории нравятся всем, что искренняя похвала — лучшая система образования, и не важно в какой точке земного шара и в каких слоях населения.

 

«Наталийский метод покоряет Европу».  Воспоминание лауреата Наталийской премии, ученицы Н.А.  Майи Мазиной (Дания) (выпуск 1974).

За столом педагога Н. ВасильеваДХШ, 2002. За столом учителя. На переднем плане Н.А. и Лена Преснякова.

 

Прошло много лет, иногда я встречаю деток и их родителей, и они восторженно просят добавки. Видимо Наталииские ценности-это редкость и считаются деликатесами, один раз попробовав никак нельзя забыть их вкус.

По окончанию курса, вместо простого просмотра по просьбе участников, родителей и организующего комитета было принято решение сделать настоящую выставку, которая продлилась примерно месяц.

Выставка учеников

выставка в Милане учеников Лены Лен 1выставка в Милане учеников Лены Лен 2выставка в Милане учеников Лены Лен 3 выставка в Милане учеников Лены Лен 4 выставка в Милане учеников Лены Лен 5 выставка в Милане учеников Лены Лен 6 выставка в Милане учеников Лены Лен 7 выставка в Милане учеников Лены Лен 8 выставка в Милане учеников Лены Лен 9 выставка в Милане учеников Лены Лен 10

Конец

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *