5 февраля — 3 месяца со дня ухода Элеоноры Романеску — ведущего молдавского живописца. К этой дате мы подготовили перевод на русский выступления Элеоноры Дмитриевны на открытии выставки художника Алексея Васильева в Художественном лицее им. Игоря Виеру. Перевод в стиле «репортажа» сделан Асей Шалимовой.
Факт посещения Васильевым родительского дома Э.Р. в Леушенах нам не был известен. Интерес вызывают также мысли Романеску об отношении художника к натуре.
Кишинев, лето 2018. Элеонора Романеску у своей работы
Художница Элеонора Романеску рассказывает, что Алексей Васильев, будучи на тот момент директором музея, объяснял картины, которые были выставлены в музее. «Конечно, я на тот момент не особо знала русский и не очень понимала. Но было достаточно того, что я смотрела работы», — говорит она. По ее словам, художник Васильев постоянно был где-то на этюдах. «В нашем музее есть его работы, и особенно мне запомнилась картина с Сорокской крепостью. Во время этюдов он посетил и мое родное село Леушень (ранее Леушены ЯВ) и жил прямо в доме моих родителей. (У А. Васильева есть работа «Вечер в Леушенах» . ЯВ). Я тоже была там. Он был с еще одним художником, любителем. То на один холм пойдут, то на другой (село расположено среди холмов). И он писал этюды», — рассказывает Романеску.
Вскоре после этого ее приняли в Союз художников, и Васильев дал для этого рекомендации. Элеонора Романеску подчеркивает важность связи с природой: только она делает художника художником. «Изучая природу, создаешь свою палитру, понимаешь, что нужно взять от природы», — поясняет она.
По ее мнению, нужно сначала стать очень хорошим профессионалом, и уже потом, в процессе работы, можно переходить на следующие этапы, например делать какие-то стилизации. Но без первоначального изучения природы художник не станет художником.