Не было ни гроша, да вдруг алтын. О Федоре Буслове

От сайта НА:  Федор Ефимович Буслов — родной брат деда Натальи Алексеевны, дядя ее матери Татьяны Анатольевны Васильевой (Бусловой).

Федор Буслов
Федор Ефимович Буслов
(1875 — 1921)

Нельзя сказать, что о Ф.Б  мы ничего не знали.  Известную информацию   разместили в двух статьях:  «Два брата-депутата» и «Женихи бабушки«.  Естественно, сообщили главное: Федор Буслов  избирался в Первую Государственную думу (1906) и, как депутат, был  среди первых парламетариев России.  Тем не менее,  сведения  о Ф. Буслове   были фрагментарны, разбросаны по  нескольким  годам…  «И вдруг алтын».   Благодаря  исследовательской работе  человека, заинтересовавшегося судьбой Федора Ефимовича Буслова, мы теперь знаем основные даты его биографии (автобиографию).  Предоставляем ей слово.

Людмила Осипова
Москва, Россия

Мне повезло, что в архиве РГАЭ есть личное дело Буслова Ф.Е. только его немного сложновато получить. Личные дела сотрудников Министерства путей сообщения СССР можно посмотреть только в читальном зале в Вороново, а это далекое подмосковье, да еще в глухом лесу. Хорошо, что  из Москвы от здания РГАЭ три раза в неделю туда ходит автобус.

Личное дело Федора Буслова

Личное дело в Народном Комиссариате Путей Сообщений было заведено  28 сентября 1918 года. К этому моменту Комиссариат вместе со всем Советским правительством уже переехал из Петрограда в Москву.

В личном деле Федора Ефимовича всего 5 документов.

Документы РГАЭ
ф.1884 Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР)
оп.20 Личные дела «А-Б»
д.4044 Буслов Федор Ефимович

Документ 1  (Анкета 1)

Наполовину заполненный бланк

Комиссариат путей сообщения
Управление общих дел
Послужной список

1. Фамилия – Буслов
2. Имя – Федор
3. Отчество – Ефимович
4. Время рождения – нет записи
5. Вероисповедование — нет записи
6. Образовательный ценз – окончил Гомельское железнодорожное училище
7. Отношение к исполнению воинской повинности —  ратник ополчения II разряда
8. Время поступления на службу – 28 сентября 1918 г.
9. Где состоял на службе ранее – в Управлении перестройки линии Вологда-Архангельск                           
10. Семейное положение – женат
11. Время вступления в брак – нет записи
12. Имя, отчество, фамилия и время рождения жены – нет записи 
13 Имена детей и время их рождения — нет записи

Федор Буслов с коллегами
Нерчинск, 1908    Федор Буслов в центре (в кепи)  в окружении  коллег на строительстве Амурской ж.д.

 

Документ 2 (Анкета 2)

АНКЕТА
для служащих и вновь поступающих на железно-дорожную службу

1. Имя, отчество, фамилия – Федор Ефимович Буслов
2. Время поступления на службу – 28 сентября 1918 г.
3. Наименование занимаемой должности – и.о. инженера для технических занятий
4. Годовой оклад – 4880 р.
5. Образовательный ценз – техник путей сообщения
6. Где служил до поступления на железно-дорожную службу – учился
7. Отношение к воинской повинности – ратник ополчения 2-го разряда
8. Причина ухода с последнего места службы – ликвидация Управления
9. Семейное положение (указать имена и возраст матери, жены и детей) –
                    мать – Ирина 80 лет
                    жена – Зинаида 23 лет
                    сыновья Дисан — 4 года
                                  Донат – 2 года
10. Состоит ли в настоящее время членом политической партии, если да, то какой организацией выдан билет с указанием срока выдачи и №   — не состою.
11. Служат ли члены семьи с указанием места службы – не служат

5 октября 1918 года             /подпись/ Ф. Буслов

Документ 3  (Докладная записка)

напечатан на машинке

Управляющему хозяйственно-материальным управлением ж.д.

Техника Путей Сообщения
Федора Ефимовича Буслова

Докладная записка

Желая служить в Комиссариате Путей Сообщения, прошу о представление мне должности в отделе предметов верхнего строения пути.
Служу на железных дорогах с 1892 года: первые три года на эксплуатации, а остальное время на изысканиях и постройках следующих дорог:
Круго-Байкальской, Московско-Виндавской, Восточно-Китайской, Закавказской (у контрагентов), Амурской, Токмакской, ряда ширококолейных ветвей на юге России, Бельцы-Унгены и перестройке Вологда-Архангельской линии на широкую колею.
На перестройке я служил с мая 1917 года по 10 августа с.г. – на отчете, в должности и.о. начальника Технического Отдела. Уволен за сокращением штата. Ныне службы не имею.
За 26 лет службы имел один лишь перерыв в 1905-1906 г.г. по случаю участия моего в политической борьбе со старым строем, с каких пор у меня сохранилось знакомство, по работе в Центральном Бюро Всероссийского Железнодорожного Союза, с Главным Комиссаром М. Елизаровым.
Экзамен на звание Техник Путей Сообщения я держал в 1910 году при Институте Инженеров П.С.

23 сентября 1918 г.
/подпись Ф.Буслов/
Адрес: Малая Дмитровка д.16
Окружное Страховое Рабочее Товарищество
Полине Ефимовне Бусловой для меня.

Федор Буслов с братом и сестрой
Рогачев, 1897  Федор Буслов (стоит) с братом Анатолием и сестрой Аграфеной

На подлиннике резолюции:
1) Управляющего хозяйственно-материальным управлением ж.д. Ходоровского:
«Члену Коллегии А.Ф. Волковскому. Прошу Вашего принципиального согласия на приглашение Техника Буслова и.о. Инженера для технических занятий в Отдел предметов верхнего строения пути с окладом 1.000 в месяц. Ходоровский 23/ IХ»
2) Члена Коллегии Волковского:
«Согласен в 7-ку допустить немедленно к исполнению обязанностей. А.В. 23/ IХ»

Документ 4  (Автобиография)

Рукописный, привожу с оригинальными сокращениями

Curriculum vitae

Отдел заказов
верхнего строения
Ф.Буслов

В 1892 г. окончил техн. ж.д. училище в Гомеле и там же на Полесских ж.д. отбывал практику помощником машиниста, после чего остаток года работал слесарем в депо Сновск.
В 1893 г. поступил в Упр.Ряз. Уральск. ж.д. техником-чертежником по усилению мостов.
В 1895 г. перешел на изыскания Круго-Байк. ж.д. где нивелировал.
В 1897 г. по окончанию изысканий поступил на изыскания техником партии, а потом и на постройку техником участка линии Москва-Винд.
В 1899 г. приезжал в Петроград держать экзамен на звание техника путей сообщения, но был арестован и выслан из Питера.   (выделено сайтом НА, см Приложение 1)
В 1899 г. перешел на постройку Китайско—Восточной железной дороги помощником  Начальника дистанции.
В 1901 г. был назначен отдельным производителем работ по постр. водоснабжения ст. Ваньгунь, Хор-хан-тэ, Цагань. На этой постройке организовал союз потребителей, клуб служащих, драматический и музыкальн. кружки, библиотеку и был председателем Комитета потреб. об.
В начале 1905 г. приехал в Москву и весь 1905 г. работал в Центральном  Бюро Всероссийского железно-дорожного Союза.
В 1906 г. был избран от крестьян Могилевской губернии в Государственную Думу  и в последствии по делу Выборгского возвания  сидел в тюрьме.
В 1907 г. служил у контрагента Балинского по делам постройки Закавказской ж.д.
В 1907 г. поступил в Т.О. старшим техником на постройку Амурской ж.д.
В 1910 г. держал экз. на звание техника пут. сообщений при институте инж. п.с.
В 1910 г. поступил начальником партии на изыскания Токмакской ж.д. где после изысканий перешел в Т.О. управления младшим инженером.
В 1912 г. перешел в О.Ж.В. начальником партии изысканий ветвей: Жашковской, Ямпольской и других.
В 1913 г. был назначен пр-м О-ва старшим производителем работ и строил ветви Богуславскую, Ржищевскую и Крыловскую.
Федор Буслов с сыном
Чита, 1916   Федор Буслов со своим сыном Дисаном

В 1916 г. поступил на постройку линии Водской-Колосовки во 2-е Полевое строительное Упр-е и вскоре был переведен на изыскания и постройку линии Бельцы-Унгены начальником дистанции 1-го разряда.
В ф 1917 г. поступил и.о. нач. Техн. Отд. Управления перестройки линии Вологда-Архангельск и уволен оттуда по случаю ликвидации Управления.

2 октября 1918 г.
/подпись Ф.Буслов/

Документ 5  (Приказ)

Копия, напечатанная на машинке

Приказ
по Хозяйственно-материальному Управлению железных дорог.

17 октября 1918 г.

Определяются: (всего10 человек)

4. Техник Путей Сообщения Федор Ефимович Буслов – и.о. инженера для технических занятий отдела предметов верхнего строении пути на оклад жалования 1.000 руб. с 28 сентября с.г.

Подлинное подписали:
за Народного Комиссара Путей Сообщения – А. Волковский
Управляющий Хозяйственно-материальным Управлением железных дорог – К.Ходоровский.
Заведующий канцелярией – А.Егор(к)нов
Делопроизводитель — Желтов

P.S. Curriculum vitae — это краткое описание жизни и профессиональных навыков

Источник

Людмила Осипова Байкал, 2014 г.      Людмила Осипова

Приложение 1

Февраль 1899 г. Федор Буслов в  С-Петербурге готовится  к экзамену на  «техника путей сообщения».  Игра стоила свеч. Новое звание не только  определяло материальную подпитку бюджета, но и  существенно расширяло  перспективы  производственного роста.
Питер  в это время жил своей жизнью. 8 февраля  город планировал  отмечать юбилей Петербурского Университета. Ему исполнялось 80 лет. Студенты, которые считали 8 февраля своим праздником  тоже готовились к юбилею.  В этот день они решили выразить свое отношение к властям учебного заведения. В итоге, ЧП общегородского масштаба.
Удивительно, но неизвестному провинциалу , только-только приехавшему в  столицу, удалось выделиться на фоне  многолюдных студенческих волнений.  Об этом в  своем рапорте пишет  начальник Петербургского охранного отделения  полковник Пирамидов. (ГАРФ ф.102 оп.226 д.3ч. 1 л. Б т. 1)

ЗАПИСКА

В Отделение по охране
общественной безопасности
и порядка в столице.
8 февраля 1899 г.

Во вторник, 2 февраля, по распоряжению Ректора Петербургского Университета, в Университете было вывешено объявление студентам, которым они приглашаются соблюдать порядок и благочиние на улицах в день университетского праздника 8 февраля, как это обязательно делать в обычное время.
В субботу, 6 февраля, студенты собрали сходку в самом Университете и с озлоблением разбили и изломали в куски рамку, в которой вывешено было объявление, изорвав и самое объявление: оно представлялось им покушением учебного начальства на традиционные права студентов быть вне закона в день студенческого праздника. Такой взгляд разделился не всеми студентами Университета, а только лишь незначительною частью, которая на той же сходке порешила устроить скандал Ректору во время торжественного акта и учинить по традициям прежнего времени уличное демонстративное шествие из Университета после акта, через Дворцовый мост по Невскому.
Большинство студентов, всеми средствами, боролось против такого решения сравнительно незначительной группы своих товарищей.
8 февраля, с 9 часов  утра, было замечено, что студенты отдельными лицами старательно заглядывают во дворы домов, прилегающих к Университету и Адмиралтейству, как оказалось с целью проведать и сообщить товарищам на сколько велики собранные силы полиции. Около 2 часов из Университета были получены сведения, что Ректор на акте встречен свистками и криками, ему не дали сказать обычной речи и вынудили сойти с кафедры и оставить актовый зал.
Тем временем студенты незначительными группами и в одиночку стали расходиться из Университета и потому беспрепятственно пропускались во все стороны местным обычным нарядом чинов полиции.
К 3 часам выходящие студенты скучивались и лентой направлялись к Дворцовому мосту; шли они покойно и потому пропускались беспрепятственно, но скоро затем на Дворцовом мосту из пропущенных студентов остановилась значительная группа и около нее сосредоточилась толпа студентов, порешившая ожидать здесь выхода из Университета остальных.
Одновременно с этим из главного подъезда Университета вышла компактная группа студентов и с лестницы Университета в отворенная настежь двери на улицу доносились звуки песни «дубинушка». Эта группа тоже направилась к Дворцовому мосту.
Стало ясным, что если пропустить и эту группу на Дворцовый мост, то не представится уже возможность избегнуть столкновения, чтобы помешать демонстративному шествию к Дворцовой площади и по Невскому, а потому вся команда чинов полиции, стоявшая до сего времени в резерве, во дворе Академии Наук, была выстроена поперек набережной и дальнейший доступ к Дворцовому мосту студентам прегражден.
После долгих споров и пререканий, студенты уступили, наконец, и направились толпою к Николаевскому мосту, не доходя до которого, остановились близь спуска на Неву, у здания Академии Художеств, заняв набережную, спуск и углы прилегающей к набережной улицы. Они отобрали от рабочих конно-железной дороги кирки, метла, лопаты и даже фонари и вооружась, остановились здесь окончательно, с видимым намерением оказать сопротивление полиции на случай требования разойтись.
Командированный для присоединения к наряду Генерал-Майора ЕСИПОВА офицер конной стражи Штаб-Ротмистр ВЛАДИМИРОВ с отрядом своей команды был встречен этою толпою и в него посыпались лопаты, фонари и куски льду, так что первое время строй поколебался; двое нижних чинов оказались сильно ушибленными в лицо, /ОРЕХОВ и ГОТОВЦЕВ/, но затем офицер скомандовал: «рысью» и студенты были откинуты – частью к Ниве, а часть перелезла через железную решетку Румянцевского сквера; вследствие чего многие из них порвали себе пальто. Штаб-Ротмистр Владимиров присоединился затем к наряду Генерал-Майора Есипова.
Толпа студентов однако, вновь собралась на прежнем месте у Румянцевского спуска в крайне озлобленном настроении и продолжала демонстративно стоять, к ней подходили и присоединялись рабочие и много студентов технологов, вследствие чего сюда был командирован Ротмистр ГАЛЛЕ с отрядом конной стражи и конных жандармов, при содействии которых толпу заставили разойтись; при чем студенты кидали в наряд куски льду.
Здесь же особенно вызывающе держал себя какой-то неизвестный статский, почему и был отведен в участок для констатирования личности. Он оказался прибывшим накануне С. Петербург из г. Киева, железнодорожным техником, крестьянином Могилевской губернии Федором Ефимовым БУСЛОВЫМ, пока нигде не прописанным.

Студенты, перейдя на противоположную сторону Невы, сгруппировались у Сенатской площади, где были встречены нарядом Генерал-Майора Есипова и, послушав его увещания, мирно разошлись.
Утром, близь Университета, были арестованы 2 студента: Андрей Константинович ГРИГОРЬЕВ, 4 курса физико-математического факультета, за то, что громко обращался к товарищам с предложением на завтра устроить сходку в Университет, чтобы идти к Господину Градоначальнику с требованием объяснений, и Борис Николаевич МОЖАНСКИЙ – 2 курса юридического факультета за то, что неприличными бранными словами обзывал командовавшего резервом офицера.
Все арестованные, по констатировании их личностей, были немедленно освобождены.
Ни на Невском, ни на Дворцовой площади, ни в других центральных местах города никаких скопищ студентов не было, и везде сохранились обычный порядок и спокойствие.
Полковник Пирамидов.   Источник

После привода в полицейский участок Ф.Б. должен был покинуть Петербург. В Институте  Инженеров Путей Сообщения, в котором  Федор планировал сдавать  экзамен,  порекомендовали работу на строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Он согласился. Начался новый период его жизни.

PS  Экзамен на звание «техника путей сообщения» Федор Буслов сдал  в 1910 году.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *