Паломничество в северные земли. Холмогоры

От сайта НА: Третья часть очерка Татьяны Ширшовой о совместном с Натальей Васильевой путешествии по историческим местам Севера России.  Первая часть:  см. Зарузье. Вторая часть: см. Архангельск.

Татьяна Ширшова
Сыктывкар, Республика Коми, Россия

Холмогоры — Ломоносово

ХолмогорыВид на Холмогоры и далее на Ломоносово

Важными пунктами нашего паломничества были Холмогоры и село Ломоносово. Холмогорская земля известна не только как родина нашего выдающегося учёного и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, но и славной плеяды мастеров художественной обработки кости, знаменитым своим косторезным промыслом. Холмогоры расположены в 76
километрах от Архангельска, в низовье Северной Двины. В допетровское время это был главный город Двинской земли, центр Холмогорской епархии. Первое упоминание о Холмогорах (первоначально Колмогоры, Колмогорский городок) содержится в грамоте Великого Московского князя Ивана Калиты двинскому посаднику «на Колмогоры» в 1335 году. 
Карта 1Архангельск — Холмогоры

Карта2Холмогоры — Ломоносово

До Холмогор мы доехали на автобусе. Село расположено вдоль берега протоки Северной Двины – Быстрокурки. Северная Двина в этих местах разделяется на несколько рукавов, образую водную ширь, достигающую 16 км. Между протоками и рукавами реки находятся многочисленные острова, на которых есть поселения. Сообщение между островами осуществляется только при помощи паромов или других плавсредств. Село Ломоносово расположено на одном из островов — Курострове, на который через реку Курополку несколько раз в день ходит паром. И архангельский автобус, и паром на Куростров ходили нечасто, поэтому нам надо было точно рассчитать время, чтобы не опоздать к автобусу. Так как никаких неприятных происшествий у нас не было, то я предполагаю, что мы с Наташей очень точно рассчитали наше время. К переправе, от которой на Куростров отправляется паром, можно пройти по набережной Горончаровского, с которой открываются замечательные виды на безоглядные речные дали.
Холмогоры. НабережнаяХолмогоры. Набережная

Однако мы выбрали дорогу, ведущую от   автовокзала до причала, через Холмогоры и поля, которая заняла у нас не менее часа довольно быстрой ходьбы, но позволила оглядеться и проникнуться своеобразием этого когда-то великого в истории России места. По дороге нам встретились пришедшие в упадок или полуразвалившиеся, когда-то величественные, храмы. После революции церкви, которые чудом избежали сноса, использовались как склады, машинно-тракторные станции, производственные помещения. В районе набережной сохранилась заброшенная и полуразрушенная, лишенная крестов Никольская церковь, построенная в 1806÷1813 годах в стиле классицизма на средства купца Д.В. Сорокина. Одно время в ней размещалось мебельной производство. В 2004 году, как мне удалось обнаружить в Интернете, она была передана Русской православной церкви. Надеюсь, что она была восстановлена или восстанавливается, но в 1968 году нашим глазам предстало печальное зрелище.
Холмогоры. Церковь Николая Чудотворца. 2008г.Холмогоры. Церковь Николая Чудотворца. 2008г.

Одной из главных достопримечательностей Холмогор являлся Спасо-Преображенский собор, построенный в 1685 – 1691 году, первый каменный храм в Холмогорах и самый большой на Русском Севере. Согласно описанию, он представлял собой «пятиглавый 42-метровый храм, заложенный как кафедральный собор новообразованной Холмогорской епархии и имел суровый средневековый облик. На колокольне-часозвоне когда-то было два циферблата. Рядом был возведен архиерейский двор с домовой церковью и маленькой колокольней. Всё это построено было на рукотворном холме, а под зданиями была сооружена дренажная система».
Нашим глазам предстала печальная картина разрушения. Ни крестов, ни маковок, ни глав. Облупившаяся штукатурка, полуразвалившиеся стены, заросшие травой и мелким кустарником окрестности.
В Интернете мне удалось найти фотографию этого храма в лесах и информацию, что реставрация идет очень медленно и до сих пор частично отреставрирована только колокольня.
Холмогоры. Спасо-Преображенский собор. 2010г.Холмогоры. Спасо-Преображенский собор. 2010г.

Холмогоры. Спасо-Преображенский собор. 1910г.Холмогоры. Спасо-Преображенский собор. 1910г.

До причала по пыльной дороге нам пришлось идти довольно долго, но кругом простирались такие неоглядные просторы, синела река, голубело северное небо, что мы не чувствовали усталости, и, о чудо, успели на плашкоут, который переправил нас на Куростров, на котором прямо напротив Холмогор расположено село Ломоносово, образовавшееся за счет объединения двух деревень – Денисовки и Мешанинской, во второй половине XVIII века. В Ломоносово село было переименовано в 1911 году к 200-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Славой и популярностью село Ломоносово, естественно, обязано своему выдающемуся земляку, поэтому все дороги в селе ведут к музею М.В. Ломоносова. Предполагается, что музей находится на том месте, где когда-то стоял дом Ломоносовых. В 1871 году на этом месте была построена средняя школа, а рядом с ней в 1892 году было построено здание для сельского училища им. М.В. Ломоносова, в котором затем располагалось косторезное училище, а с 1941 года – музей. Недалеко от музея, у старой школы установлен памятник М.В. Ломоносову, открытый в 1958 году.
Ломоносово. Музей М.В. ЛомоносоваЛомоносово. Музей М.В. Ломоносова

Ломоносово. Музей М.В. Ломоносова.  Интерьер зала.Ломоносово. Музей М.В. Ломоносова.  Интерьер зала.

Ломоносово.  Памятник  М.В. ЛомоносоваЛомоносово.  Памятник  М.В. Ломоносова

Не помню, по какой причине мы не попали в этот музей. То-ли был выходной, то-ли он был закрыт по какой-то другой причине. Нам удалось только заглянуть в одну из комнат косторезной фабрики, потому что на фабрику нас, естественно, не пустили. Впечатление, которое сохранила память – очень небольшая комната в старом деревянном доме, несколько женщин за столами, заваленными какими-то отходами или сырьем. Каким-то образом нам с Наташей все же удалось приобрести по одной поделке. Как ни странно, память плохо сохранила именно этот, такой важный эпизод нашего посещения родины Ломоносова. Где-то у Наташи, в коллекции, бережно сохраняемой Ярославом, должна быть какая-то поделка.
Сувениры  косторезной фабрики Сувениры  косторезной фабрики3Сувениры  косторезной фабрики, которые Наталья Васильева привезла из Ломоносово.

Времени у нас было очень мало. Мы должны были успеть на паром, который ходил довольно редко, а другими путями выбраться с Курострова не было возможности. Кроме того, мы должны были успеть и на архангельский автобус, который тоже ходил не часто. Дорога до переправы довольно длинная, вдоль деревянных домишек, из которых состояло все село, вдоль исторических ломоносовских мест, мимо пруда, предположительно устроенного отцом Михаила Васильевича, Василием Дорофеевичем Ломоносовым, по пыльной дороге к переправе через реку Курополку. Вечером мы вернулись в Архангельск. Впереди нас ждали Соловки.

Историческая справка

Уникальное искусство холмогорской резьбы по кости живет уже более 400 лет. С давних времен для этого использовали моржовую кость, кость тюленей, собранную по берегам Ледовитого океана мамонтовую, привезенную из-за границы дорогую слоновую и даже простую трубчатую коровью кость (цевку), которую «облагораживали» искусные руки мастеров. Холмогорская резьба отличается редкой миниатюрностью и ювелирной тонкостью. Традиционным для ажурного орнамента является холмогорский завиток, который мастерами многократно варьируется с неистощимой фантазией. Многие поколения талантливых мастеров продолжают развивать и по-современному осмысливать приемы и сюжеты старинного холмогорского промысла — сочетание ажурного орнамента с сюжетными рельефными изображениями, цветная гравировка, подкладка под ажурную резьбу цветной фольги, подкраска пластин кости.

Со второй половины XIX века, когда промысел начал приходить в упадок, для его поддержки потребовалась помощь государства. Резкий спад косторезного дела был вызван  жесткой конкуренцией с быстро растущим фабричным производством большого ассортимента красивых значительно более дешевых, чем из кости, изделий. К тому времени искусством резьбы по кости владели лишь несколько мастеров. Местные власти предпринимали попытки возродить угасающий промысел. В 1885 году при участии великого князя Владимира Александровича (сына императора Александра II) был открыт ремесленный класс при Ломоносовском сельском училище под руководством М. И. Перепелкина, который просуществовал 15 лет и был закрыт в 1900 году из-за отсутствия учеников. Внимание великого князя к косторезному искусству было привлечено во время его путешествия по Северу. В 1885 году у школы в Денисовке на Курострове ему было поднесено декоративное подносное блюдо, выполненное великим мастером-косторезом Михаилом Михайловичем Бобрецовым «младшим» (1838 – 1910 гг.), представителем славной династии холмогорских косторезов. Второе блюдо с чёткой надписью крупными гравированными печатными буквами: «Его Императорскому Высочеству Великому князю Владимиру Александровичу от крес. Холмогорского уезда 27 июня 1899 года» поднесено Великому князю на пароходе в Усть-Пинеге. (Таким образом, по мнению К.К. Случевского,  совершившего несколько поездок по России в свите Великого князя Владимира Александровича, «подносных» блюд было два, и это две разные работы Михаила Михайловича Бобрецова. Случевский описал их в сочинении «По северу России. Путешествие Их Имп. высоч. вел. кн. Владимира Александровича и вел. кн. Марии Павловны» (Санкт-Петербург, 1888) и «По северо-западу России» (Санкт-Петербург, 1897).

К визиту высоких гостей в школе была устроена маленькая выставка, на которой экспонировались лишь несколько костяных поделок. Гости были удивлены, что «такое дело, как холмогорское костяное, остается в тени и даже совсем не показывается». Великий князь сосредоточил на резьбе по кости «особое внимание» и высказал пожелание, чтобы при школе был создан отдельный ремесленный класс резьбы по кости. Работа ремесленного класса совпала по времени с годами расцвета творчества Михаила Михайловича Бобрецова, который после отъезда братьев в Петербург  оказался единственным мастером резьбы по кости высокой квалификации в Холмогорском уезде. Он славился искусством плоскорельефной и тонкой ажурной резьбы, искусно выполняя многие блюда и шкатулки, украшая их изящными узорами. За эти уникальные творения был щедро одарён, неоднократно участвуя во всероссийских выставках. Несколько лет он вёл класс резьбы по кости в Ломоносовской школе, всю жизнь растил учеников «в заботах о сохранении традиций».

В сентябре 1930 года на базе Холмогорского учебного пункта резьбы по кости была образована художественная школа резьбы по кости, которую в 1941 году пришлось закрыть из-за начавшейся войны. Однако в 1943 году в селе Ломоносово была открыта постоянно работающая косторезная школа, ставшая настоящей кузницей профессиональных кадров. В настоящее время в Ломоносове находится единственное в России Художественное училище резьбы по кости им. Н.Д. Буторина. В музее М.В. Ломоносова есть выставочный зал с постоянной экспозицией «Холмогорская резная кость». В одном из залов музея хранится гипсовая копия с мраморного бюста М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина, знаменитого его земляка.

Гордостью Архангельской земли является и великий русский скульптор Федот Иванович Шубин (1740 – 1805 гг.), который начинал свою трудовую деятельность резчиком по кости и перламутру. Земляк великого Ломоносова, родившийся в семье крестьянина-помора, Ф.И. Шубин повторил судьбу великого ученого. В 1759 году, после смерти отца, он ушёл пешком с рыбным обозом в Петербург. Первоначально он жил от продажи привезённых с собой изделий – иконок, крестиков, гребней, разных красивых безделушек, а потом, как писал он сам: «услуживал своей работой в резьбе по кости некоторым персонам  и по старанию их определён на службу истопником при дворце».

            Однако его талант, умело выполненные костяные изделия и перламутровые иконки привлекли к себе внимание, и в августе 1761 года Высочайшим повелением президента Петербургской Академии художеств И.И. Шувалова было закреплено решение «уволить Ф.И. Шубина из истопников и определить к обучению». Благодаря протекции М.В. Ломоносова, он был принят обучаться скульптуре, которое он продолжил в Италии и Франции, был избран почётным членом Болонской академии художеств. По возвращении на родину Федот Шубин приобрёл всероссийскую известность. Косторезом был и старший брат Федота Шубина Яков Иванович Шубный. Яков Иванович так объяснял, почему его фамилия (кличка) «Шубный»: «Никакой ошибки! По-деревенски, по-нашенски – Шубной, а по-питерски, по-господски – Шубин («Повесть о Федоте Шубине»). Когда-то братья собирались вырезать из кости родословие царей. Узнав об этом, протопоп в Холмогорах учинил им допрос. Три года Яков продолжал трудиться над царским родословием, выкраивая время между другими трудами, за что «из Москвы, из Оружейной Палаты, благодарение за труд получил». Декоративная пластина «Родословия» — одна из самых известных работ Якова Ивановича Шубина. На ней выполнен 61 портрет. На раме внизу находится подпись резчика, что представляет собой исключительное явление. Изображения военных атрибутов и парусных кораблей напоминают о недавней победе русского флота при Чесме в 1770 г.

Одной из самых ярких страниц холмогорской истории является пребывание здесь «Брауншвейгского семейства», которое с 1744 года стало местом окончательной ссылки семьи свергнутого российского императора Иоанна VI Антоновича. Сюда были сосланы его мать Анна Леопольдовна, исполнявшая обязанности регентши при сыне-младенце в 1740 – 1741 годах, его отец Антон Ульрих Брауншвейгский, а также их дочери Екатерина и Елизавета. В холмогорской ссылке родились еще два сына –  Петр и Алексей. Антон-Ульрих скончался в Холмогорах в 1774 году, где был тайно похоронен. Точное место его захоронения неизвестно, так же, как и место захоронения останков самого Иоанна VI. Существует неподтвержденная версия, что останки Иоанна VI покоятся на месте снесённой Успенской церкви. В 1780 году с позволения императрицы Екатерины II семейство покинуло Холмогоры, выехав в Данию.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *