Борьба НА за здание Детской Художественной школы г. Кишинева

В замечательных воспоминаниях Елены Смирновой, ученицы Натальи Алексеевны (выпуск 1969),  рассказывается о том, каких усилий, фантазии, смелости потребовалось от НА, чтобы обратить внимание чиновников на плохие условия учебы в ДХШ.  Как только школа обрела новое здание началась борьба против попыток его захвата. И снова в первых рядах была Наталья Алексеевна.

Приведем два случая, когда судьба школы висела на волоске.

Покушение на Детскую Художественную школу г. Кишинева
13 июля 1983 год «Вечерний Кишинев»
Обзор редакционной почты.
             Тревожное письмо (в нем было 18 подписей) прислали в редакцию родители учащихся Кишиневской детской художественной школы им. А.В. Щусева. Суть его в том, что воспитание настоящих художников в тех условиях, в которых ребятам приходится учиться, практически задача невыполнимая. На протяжении ряда лет нижний этаж школы и часть верхнего  сдаются в аренду Центральному статистическому  управлению МССР. «Ребята обучаются в условиях, не совместимых с положениями о нормах, — пишут родители.- Родительский комитет не раз обращался в различные инстанции, и, казалось, все решалось  благополучно: помещение возвращалось детям. Но вот недавно снова возник вопрос об уплотнении. Неужели единственную в городе детскую художественную школу , которой в следующем году исполняется  25 лет, участницу международных выставок, школу, которая воспитала много профессиональных художников, нельзя раз и навсегда оградить от посягательств на ее помещение? Так ли надо воспитывать детей красотой?»
             Обычно, получая подобные письма, редакция посылает их в соответствующие инстанции для получения ответа. Но безотлагательной для решения показалась нам ситуация с посягательствами  склада  ЦСУ МССР  на детское учебное заведение. Поэтому мы сразу позвонили в Управление культуры горисполкома и получили от начальника Управления И.Ф.Гафина заверение в том, что затянувшаяся история с уплотнением школы завершилась, как и следовало, благополучно.
Так что авторам тревожного письма мы отвечаем сразу: все помещение школы ремонтируется, и в новом учебном году ребята будут заниматься в хороших условиях. 
            Заканчивая обзор, хочу отметить главную особенность большинства писем: авторы их, поднимая общественно важные  темы, занимают активную позицию, не просто критикуют, а предлагают конкретные пути повышения культуры города, воспитания готовности каждого жителя столицы строить жизнь красиво, достойно.
Л. Дорош
Второй эпизод (его правильнее назвать войной)  был гораздо опаснее. Это были времена, когда новоявленные бизнесмены, познав «вкус крови», опирались только на на свою крутость.
 

Пожар в Детской Художественной школе г. Кишинева

Кишинев, Комсомольская правда.  21 июля 2001 года
ПОЖАР? ТАКОЕ  ВОТ КИНО…
 Детская художественная школа имени Щусева сгорела наполовину
               Школе — 43 года. В своем роде она единственная и уникальная. Здесь опытные и педагоги всегда стремились не просто  научить ребенка рисовать, они делали гораздо больше — учили детей ценить и любить прекрасное. Каждый год в этих стенах для обмена  опытом проводятся  форумы детских художественных школ нашей республики. Сейчас не перечесть всех ее талантливых выпускников. Скажем лишь, что их работы украшают самые престижные международные выставки. Что говорить, все горожане всегда с уважением  и любовью относились к этой школе. И вот  такое ЧП.
              Расположена она в центре,чуть ниже Центрального рынка. Похоже именно «хорошее место» и сыграло роковую роль в последующих  событиях. Но обо всем  по порядку.
              Говорят, родителей и соседей не выбирают, их Бог дает. В данном случае,в роли Господа выступило наше Министерство культуры, предложившее школе уплотниться и вселило к ним во двор кинокомпанию «»Бучумул»,возглавляемую кинорежиссером  Тудором  Татару. Поскольку близлежащая земля со строениями  принадлежала примэрии города, никто из школяров возражать  не стал. Казалось бы, соседей объединяло много общего. Одно Министерство культуры и общее дело — искусство. Но не  тут-то было! У киношников, как оказалось впоследствии,свое представление о счастье. И началось такое кино! Куда мексиканским сериалам  до нашей молдавской  действительности. Вот уже несколько лет, как администрация  школы, общаясь с различными средствами информации, говорит о том, что кинокомпания «Бучумул» претендует на помещение школы, желая получить его в собственность. Более того, в последнее время особенно активно претворяет в жизнь свои корыстные планы.Компания уже сумела отвоевать большую часть двора и сейчас присматривается к  самому зданию. По мнению работников школы, господин Татару для того, чтобы признать состояние здания аварийным, создал специальную строительную комиссию, которую сам же негласно возглавил.  Дальше — больше. В присутствии работников школы и милиции лидер частной компании избил или ударил (это уж как кому показалось) директора художественной школы.
В следующую ночь произошел пожар.Все как в классическом кино: слезы, злодей и стихийное бедствие.По фактам вроде бы все. Остались лишь эмоции. Предлагаем вам две точки зрения на прошедшие события.
НАША   СПРАВКА
  Детская  художественная школа им.Щусева была основана в 1959 году. На сегодняшний день в ней обучается более четырехсот детей по следующим специальностям: рисунок, живопись, композиция, скульптура и история искусств.
МНЕНИЕ   ДИРЕКТОРА    КОМПАНИИИ «БУЧУМУЛ»
Тудор   Татару:
    —   Признаться, мне все это порядком надоело, и я близок к тому, чтобы подать в суд на администрацию школы за оскорбление моей чести и достоинства. У нас в стране — свобода  сноведений. Какой  поджег? Директор школы не отдает себе отчета. Я его не избивал, как сейчас пытаются представить некоторые. Он меня ударил первым. Более того, не удивлюсь, если потом выяснится, что школу они сами и подожгли. для того, чтобы настроить против нас общественное мнение. Действительно, каков сценарий… Вообще, последнее время мимо них нельзя пройти, провоцируют на скандал, а еще считают себя культурными людьми!
МНЕНИЕ    ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Наталья Васильева:
    Я преподаю в этой школе 43 года и никогда не думала, что доживу до таких дней. У меня нет доказательств, поэтому не могу  сказать, что нашу школу подожгли. Но события последнего времени дают нам повод так думать. Мы  теряем школу, и не знаем, что делать в сложившейся ситуации.Нам уже предлагали вместо одного здания пару маленьких помещений в разных местах окраины города, куда по-видимому, господину Татару ездить на собственном «Мерседесе» далековато и неудобно. А вот нашим ученикам, наверное, будет в самый раз… Лично нас удивляет позиция Министерства культуры в создавшейся ситуации. Признаться, мы не очень надеемся  на здравый смысл нашего начальства. Больше на помощь общественности, среди которых  много наших бывших воспитанников и родителей сегодняшних учеников.
Подготовила   Лидия Бенедиковская.
НА немного скромничала, когда говорила: «не знаем, что делать в сложившейся ситуации». Она знала что делать. Она рассчитывала «на помощь общественности, среди которых  много наших бывших воспитанников и родителей сегодняшних учеников».
Помощь общественности — это помощь СМИ, прежде всего газет, журналистам которых она рассказывала о событиях, происходящих в школе. Она выводила своих учеников с транспарантами и лозунгами на пикеты в общественно значимые места.

Пожар в Детской Художественной школе г. Кишинева
 

Пожар в Детской Художественной школе г. Кишинева
«Кишиневские новости»,
Расследует журналист
«ОТУЧУ   ВАС    ПИСАТЬ, ПИСАТЕЛИ !»
        Культура теперь не живет, а лишь напоминает  о своем существовании. Эту горькую истину еще раз подтвердил инцидент, случившийся  на прошлой недели в Детской художественной  школе им. А.Щусева. О  нем сообщили едва ли не все кишиневские  газеты. Суть истории проста до банальности и страшна до отчаяния. Тенденция  насильственного захвата зданий в центре столицы сильными мира  сего, увы, получает все больший размах. Для достижения целей авторы сценариев «экспроприации» не гнушаются никакими методами. Забирают, как  правило, у детей…
               Мольберты…  на пепелище, 26.07.2001г.
        
      В прошлом году единственная в Кишиневе художественная школа (базовая,лучшая в республике) торжественно праздновала свое  40-летие. Юбилейные итоги : 4 тысячи выпускников, многие из которых стали художниками,архитекторами,дизайнерами. Ребята из «щусевки» неизменно участвуют в городских,национальных  и интернациональных  выставках детского рисунка,занимая престижные места. Сильная преподавательская команда, в которой 7 членов Союза художников, заслуженный деятель искусств, известные живописцы и графики, давно доказала свое умение приобщать юных к прекрасному, учить любить и понимать искусство. И жили бы себе и дальше в любви и согласии дети и взрослые, если бы не подселили к ним киношников — творческое объединение «Бучумул» под руководством кинорежиссера Тудора Татару.
       А они и не возмущались, надеясь на содружество : как — никак и те и другие — люди искусства, к одному Департаменту культуры и Минкульту принадлежат. Только дружеского сообщества не получилось, а разгорелась между соседями война. С того самого момента, как господин Татару, отобрав большую часть их двора,отгородившись высоким кирпичным  забором и выставив охрану — наряд карабинеров с дубинками, cтал  совсем недвусмысленно высказывать свои горячие притязания и на их Дом. Не ситуация ли из русской народной сказки : пустил простодушный наивный заяц хитрую лису на порог погреться — и остался без теплой своей избушки?.. Дальше следует цитата из коллективного письма администрации и преподавателей школы, адресованного председателю парламентской комиссии по культуре, образованию и СМИ, министру культуры, генеральному примару Кишинева, начальнику муниципального Департамента культуры, редакции «КН» : «Педагогический коллектив требует оградить взрослый контингент и детей от хулиганских действий Т.Татару, которые выражаются  в угрозах, запугивании, оскорблениях и рукоприкладстве. Он довел преподавателя С.Одобаш  до гипертонического криза, вследствие чего она оказалась в больнице. Н.Бахчеван он толкнул так, что та упала- В.Сазонову ударил по лицу, преподавателю Васильевой, проработавшей в школе 40 лет, сказал, что сожжет  ее дом- С.Маринеску пообещал, что найдет ее в три часа ночи и убьет. 
Последний инциндент произошел с директором школы Виктором Кузьменко 15 июля — Татару ударил его по лицу, о чем свидетельствует акт медицинской экспертизы».  А через  три дня после столкновения, этого неблаговидного события, в школе произошел странный ночной пожар, в причинах которого еще предстоит разобраться специалистам. Пострадала едва ли не половина школы : прогорели насквозь перекрытия между этажами, полы, двери- стены покрыты черным дымным слоем. И вот такая потрясающая деталь: усиленная охрана «БУЧУМУЛА» не заметила огня, не ощутила запаха гари, находясь буквально в десяти шагах! А когда Александр Плит, живущий в соседнем доме, увидев клубы дыма на рассвете, вызвал пожарников, те не сразу смогли попасть во двор — охранники Татару не поспешили им открыть железные ворота, и калитку им пришлось вышибать… 
Естественное сомнение, случаен ли пожар? 
        Раздавая интервью корреспондентам, господин Т.Татару  назвал художественную школу притоном наркоманов, токсикоманов,местом, где собираются  сектанты всех мастей, что вызвало справедливое возмущение всех,кто имел или имеет к ней хоть малейшее отношение.
        В скульптурном классе среди прочих оригинальных детских работ мне показали глиняную фигурку музыканта- виолончелиста,искусно вылепленную 13-летним мальчиком, покорежившуюся по краям после пожара… Встревоженные дети на следующее же после огня утро прибежали в школу.Выносили уцелевшие живописные работы,маски,дымковскую игрушку, отмывали  от копоти мольберты и плакали. А в понедельник утром преподаватели и родители, так и не дождавшись представителей власти на их пепелище, вышли в пикет к зданию парламента. Дети держали рисунки, яркие акварельные листы и плакаты на русском  и молдавском: «Долой поджигателей школы!», «Спасите нас от террора!»,»Пусть всегда будет школа имени Щусева!».
         Почему вы здесь? — спрашивала я участников пикета. «Это шаг отчаяния»,- отвечали мне. Отец Феликс Реминой  назвал ситуацию  беспределом: «Любыми путями школу нужно отстоять. Все, что кинорежиссер наговорил о школе, — грязный поклеп. Преподаватели здесь — энтузиасты. Они работают с детьми, чьи родители не очень состоятельны, за символическую плату. Эта школа — будущее моей дочери. С какой радостью она сюда бежит! дети должны учиться».
        Я участвую в пикете, — сказала одна молодая мама, — потому что меня тревожит судьба этой русско-молдавской особой школы. Это оазис духовности. Моя дочь здесь учится на государственном языке. Богатые хотят завладеть всем лучшим в этом городе. А мы,родители, против. Не отдадим свою школу!
          Галина Калинина, мама Насти: — Степень аварийности нашей школы умышленно нагнетают, чтобы отселить детей. Назад они точно не вернутся.Отправить «щусевку» на окраину из центра,распылить,значит ее уничтожить.Нельзя позволить это сделать.
          ольга Григорьевна Зенкевич, бабушка: -Оболгали неправедно нашу художественную. Я всегда жду внучку, пока она занимается, и никогда ни шприцев, ни сектантов, ни безобразий не видела. Это ложь, что здание для обучения непригодно. А пожар считаю умышленным поджогом заинтересованных лиц.
        — Виктор Захарович, чем же обнадежили вас в парламенте? — спрашиваю директора Кузьменко. 
        — Нас внимательно и доброжелательно выслушали.Это уже немало. В течение последних семи лет мы абсолютно не ощущали внимания к школе со стороны властей. На этот раз пообещали помощь. В том числе и в ремонте. Сказали, что конфликт наш непростой, слишком много людей в нем задействовано, в том числе и в верхах.
          Ну а что же  ваш сосед, как поживает ?
          Проходя накануне через школьный двор, сквозь зубы процедил: «Я отучу вас писать письма, писатели!».
             
Рогатые сплетни
           В законах жанра журналистского расследования — требование непременно выслушать и другую сторону. Диалог с Тудором Татару  получился нервным. На мой вопрос, зачем творческой  организации такая массированная  охрана с дубинками, режиссер рассмеялся:-У нас ответственный объект!Здесь проходят съемки,спектакли,собирается много народу,до 800 человек. Днем и ночью  работаем, потому и охрана здесь,а то нас тоже подожгут и украдут ценности,наши кинокамеры. А конфликт ими спровоцирован! Они скорее всего сами и подожгли, или те сектанты, что у них там в темноте ходят.
            В одном из интервью вы признались,что в ночь пожара были здесь?
            Был. Сказать вам честно,выпил стакан вина, а что тут такого? Спал. Ни я, ни карабинеры  пожара не видели. Отсюда не было его видно! В школе сейчас у всех пожар в голове! В пять часов утрая встал, когда пожарники стали калитку ломать. И пошел посмотреть,что они там делают. Мы здесь — деятели культуры, а этот  директор… пусть думает,что говорит. Потому что мы тоже можем собрать наших. Подам в суд за оскорбление. Я заслуженный артист республики!Я что,занимаюсь поджогом, что я,бандит, что ли?!
            А разве для павильонов вам их здание не нужно, в придачу к тому, что есть?
            Нам здесь тесно, это так,но не надо,кто их трогал?! А инцидент с дракой,так это Кузьменко его сам спровоцировал.
           И еще маленький, почти водевильный штрих,Тудор Татару, провожая меня,артистично вытащил из кармана рубашки десятку: «Кричат все о моем богатстве, а я вот автобус заправить соляркой не в состоянии. Сидит съемочная группа, не можем выехать,денег нет. Верно? — обратился он за поддержкой к двум хмурым молодцам. Те промолчали. 
            Как же без денег? В штате 115 человек, три оркестра-фильмы,пусть редко,но снимаются. И ресторан-подвальчик работает исправно — на свадьбы,кумэтрии, крестины-родины.
            Мы думали,что они успокоятся, — продолжал сердиться Тудор, — а они в парламент! А я соберу пресс-конференцию. Сплетни, о каких они пишут, я только в селе слышал. Рогатые сплетни!
            До сих пор читателю были представлены факты и эмоции. Дальше — бесстрастные комментариик ним. В родительском письме в разные инстанции, под которым стоят 132 подписи (в школе, между прочимю занимаются 400 ребят), красным подчеркнут вопрос: «Неужели Министерство культуры уступит нашу школу представителю такой «культуры»?
            Отвечает начальник Управления кадров и учебных заведений Минкульта Маргарита Нямцу:
          — Крайне возмущены случившимся. Это не есть фактор культуры. «Бучумул» поступает нецивилизованно. Мы осуждаем эти столкновения. Будет создана специальная комиссия Республиканского комитета профсоюза работников культуры, которая рассмотрит этот конфликт. Мы — на стороне художественной школы. Но поскольку она в непосредственном подчинении муниципального Департамента культуры, он должен решить этот вопрос. В пользу талантливых детей. 
          Интересно, что думает на этот счет начальник  Департамента культуры Юлиан Филип?
          — Нет еще заключения пожарников. К концу недели надеюсь узнать полную картину событияю Эксперты должны сказать, годится ли здание школы для эксплуатации. Мне говорят, что жизнь детей в опасности.Коль рухнет потолок, кто за это ответит? Если специалисты скажут, что можно ремонтировать, мы будем это делать. Кузьменко и Татару — оба для  культуры ценные личности, но не могут соседствовать. 
           В курсе «школьного дела» начальник муниципальной полиции Владимир Коваль. Но…
          — К нам пока никто официально не обратился. Нарушений, по которым могла бы вмешаться полиция, пока нет. Необходимо время для экспертизы. Если выяснится, что поджог умышленный,будет возбуждено уголовное дело. По факту пожара выезжали. Самая реальная версия? Не будем торопиться.
            Авторская позиция, надеемся ясна. Пресса все-таки власть, хоть и четвертая. И значит — вот вам наше крыло поддержки, маленькие художники! Талантливое детство нуждается в защите. И верим, будет защищено.
Нелли Торня.
Р.S. Когда верстался номер, редакции стало известно заключение о причине возникновения пожара в ДХШ: намеренный поджог.
Эту информацию подтвердил начальник военной пожарной части №8 сектора Рышкань подполковник Алексей Голомоз. Материалы  переданы для расследования в комиссариат полиции сектора. 
И на этот раз школу отстояли…
 

На снимке ученики НА выпуска 1998 года на пикете. Второй слева Денис Мануил, справа от него Аня Бритвина, далее Лена Оат
 
Интересно узнать информацию от непосредственных участников тех событий. Как учащихся, так и взрослых — родителей и учителей ДХШ.

Одна мысль про “Борьба НА за здание Детской Художественной школы г. Кишинева”

  1. Да уж! Какие страсти кипели в «благословенные» новые времена капитализма с нечеловеческим лицом. И пикеты помогали! А у нас теперь все подобное попроще, циничнее и очень стерильно — решение о переносе школ, спортивных секций или детских клубов, книжных магазинов с пятидесятилетней историей(!), в связи с нерентабельностью содержания помещения, принимает муниципалитет. А «ключик» к таким решениям в виде закона дает Горсовет, Законодательное собрание края, Государственная Дума РФ. Никакие пикеты, золотые международные медали и мировые имена не помогают. СМИ давно отдрессированы-молчат(не формат), интернет кипит (ну и что?) и …НИЧЕГО. Никогда не получается отстоять объекты. «Заказчик» приходит в городскую управу и «решает» вопрос…
    А тогда получилось в Кишиневе.Восхищена и очень всеми Вами горжусь!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *