Архив рубрики: СМИ и НА

Борьба НА за здание Детской Художественной школы г. Кишинева

В замечательных воспоминаниях Елены Смирновой, ученицы Натальи Алексеевны (выпуск 1969),  рассказывается о том, каких усилий, фантазии, смелости потребовалось от НА, чтобы обратить внимание чиновников на плохие условия учебы в ДХШ.  Как только школа обрела новое здание началась борьба против попыток его захвата. И снова в первых рядах была Наталья Алексеевна. Читать далее Борьба НА за здание Детской Художественной школы г. Кишинева

Телевизионная передача «Художник Алексей Васильев»

Показываем телевизионную передачу «Художник А.А. Васильев», которая прошла по молдавскому телевидению в сентябре 2007 года. Автор  — дочь Алексея Александровича Наталья Алексеевна.  Передача была приурочена к 100-летию художника и к его юбилейной выставке, открывшейся в те дни в Музеи изобразительных искусств Кишинева. Передачу готовили Елена Жигня, Нелля Канцер…  Режисер Р. Агаджанян.

Часть 1

Часть 2

Те, кого мы любим, живут!

«На прошлой недели в картинной галерее им.  А.В. Лосева города Бендеры открылась выставка наших земляков Васильевых отца Алексея Васильева и дочери Натальи Васильевой», — так начитает свою статью журналист из газеты «Коммунист»
Мария Буинчук

Читать далее Те, кого мы любим, живут!

Выставка династии Васильевых

Татьяна Мигулина
газета «Экономическое обозрение» 
«Десант» молдавских художников и журналистов впервые за многие годы «высадился» в Приднестровье 8 апреля, чтобы принять участии в открытии выставки династии Васильевых — отца Алексея Александровича и дочери Натальи Алексеевны — в картинной галереи им. А.В. Лосева в Бендерах.
ВЫСТАВКА ДИНАСТИИ ВАСИЛЬЕВЫХ

Читать далее Выставка династии Васильевых

… Ведь это все любви прекрасные моменты

Размещаем первый газетный отклик «… Ведь это все любви прекрасные моменты» на открытие выставки отца и дочери Васильевых в картинной галереи г. Бендеры. Статья опубликована в газете «Независимая Молдова». Автор статьи Ирина Субботович, фото Бориса Капнина.
Пока размещаем фотографии статьи. В ближайшее время появится ее текст.

Читать далее … Ведь это все любви прекрасные моменты

К 25 марта. Мой отец — художник Алексей Васильев.

25 марта 1975 года умер Алексей Александрович Васильев, отец Натальи Алексеевны.  В этот день помещаем статью Натальи Алексеевны «Мой отец — художник Алексей Васильев», написанную к 90-летию художника и напечатанную в «Независимой Молдове» 26 сентября 1997 года.



МОЙ ОТЕЦ — ХУДОЖНИК ВАСИЛЬЕВ
 К 90-летию со дня рождения художника в Национальном историческом музее молдовы открылась выставка его произведений.

             Моего отца, худжника Алексея Александровича Васильева, нет уже 22 года (1907 — 1975). За это время  разница в возрасте  между мною и им живым сократилась до 10 лет. Но мне по-прежнему столько надо у него  спросить…
            Я кружу и кружу по выставке, радуюсь встрече, волнуясь и тоскуя. многие его картины были вехами и нашей жизни.
           Послевоенные пейзажи, быстро потемневшие,все небольшого размера. Не было масел, холстов, рам. жизнь кистям он продлевал, вытягивая щетину. Для того, чтобы писать даже в районах будущей остановки  Докучаева, Комсомольского озера, — нужно было специальное разрешение.
          Город стоял в черных руинах. Но хотелось писать весну и тихие закаты. «Вечер», «Весна», «На окраине Кишинева», «В старой Бессарабии»… Выбранные мотивы очень просты, а все время  по-разному  повторяющаяся  дорога — с человеком, распятием или медленно ползущей кэруцей — создает тоскливое настроение оглушенной войной  провинции.
          Самой войне посвящены картины «Заложники», «Молдавский чебан», «У могилы героев»,а потом —  
«Рыбницкая трагедия», «Дорогой подвига», «В партизанском лесу». Меня удивляет, когда отец  успевал?
На 1-ом съезде художников и на нескольких последующих он избирался председателем Союза. Этой должности он отдавал много энергии, о чем свидетельствуют и вновь созданный  и открытый  через два месяца после войны Художественный музей, и организованные худфонд и мастерские, и восстановленное училище.
        Однажды он купил на базаре овальную раму и усадил меня позировать, развлекая сказками.Портрет получился  удачным. Фоном ему послужил наш дворик. Когда-то тут писала натюрморты  ученица  Репина 
Е. Малешевская. Именно ей принадлежали  и двор, и дом, и мастерская. В ней, по приглашению хозяйки, папа останавливался перед войной, приехав из Москвы в качестве начальника ИЗО управления по делам искусств МССР. Вскоре художница умерла. После войны мы жили в этом доме 16 лет. Говорят в нем бывали Шаляпин,Рахманинов… Но и у нас гостил сейчас известный, а тогда опальный  художник Р.Р.Фальк, знакомый  папе по годам учебы в прославленном ВХУТЕИНе.Там у отца были сильные учителя — Фаворский,Кончаловский, С.Герасимов… Гостил у нас и А.А. Федоров — Давыдов,»старого письма» человек, папин учитель по искусствоведческой  аспирантуре в Третьяковке.  Много интереснейших людей, книги,споры, запах красок и маминых пирогов  наполняли нашу жизнь  гармонией и уютом. 
          Каждый раз отец с нетерпением  ждал окончания зимы. Самым счастливым для него временем были поездки на этюды. Они исключали собрания, газеты, телефон и быт. Работал с рассвета до темноты.Писал пойму Днестра, виноградники, холмы, покрытые кодрами, голубые дали и заросшие пруды. Исколесил с этюдником почти всю  Молдавию. 
          В одной из таких поездок родилась мысль о картине «Зарастают военные тропы». Освещенный вечерним солнцем,заросший  травами ДОТ стал привычным  для глаза, как дерево или холи.Но не следует забывать о его былой смертоносности. В этом идея произведения. 
         Больше всего отец любил писать осень. Не только за «багрянец  и золото». Поредевшая листва давала возможность «нащупать» дали, обагатив этим пейзаж. «Краски осенней природы», «Вечер в Леушенах»,
«Лес в Каприянах», «Осень в Молдавии»… Ими художник говорит: как прекрасно то, что много раз видели, но не замечали. Он как-то  записал: «А ведь нужен не колористический  талант, не одаренность в чувстве композиции, а талант в умении любоваться жизнью, одаренность в душевной щедрости»…
           Часто отец писал и дома. Интересно было наблюдать этот сложнейший поединок художника со своим произведением. Память сохранила туго  натянутый холст, который постепенно наряжался «божественной смутой цвета».
          «Холст должен дышать»,- говорил он. Поэтому кое-где сохранял зерно тонированного холста, удачные мазки и подтеки подмалевка. Применял много приемов обработки поверхности, считая, что краски должны лежать  на холсте широко и богато — «натруженно».
           Он говорил: «…когда  пишешь форму предмета, надо смазать второстепенные  места и вдруг ударом кисти, широким мазком, как молнией,завершить лепку». Так он  писал «Утро Молдавии.Детство», и «Сказ о Молдавии», и «Рожденные летать», и «Горе и гнев Вьетнама». 
            Но он учился не только у природы и жизни. Он умел поразмыслить и у картин любимых художников. 
Например, он записал о Матиссе: «Меня потянуло к нему. Он умеет лучше других петь на языке красок. Они у него музыкально чисты, гармоничны. Они спектрально ярки и вместе с тем великолепно оркестрованы.»
           Листая его многочисленные записные книжки, я вижу мысли,созвучные  нашим дням. 
«Искусство не управляет миром, но управлять  миром легче тому, кто понимает  искусство». Или «На прошлое мы  смотрим с точки зрения  настоящего, а почему мы не можем смотреть на будущее с точки зрения прошлого?» 
           Отец писал в Киргизии  и на Чукотке, в Узбекистане и в Сибири, в Карпатах и Крыму, в Китае и Египте. 
           Но именно Молдавии посвящены его лучшие произведения, каждое из которых признание ей в любви. 
           Работы заслуженного деятеля искусств республики  А.Васильева находятся в Третьяковской галерее, в музее искусств Филадельфии, а также в музеях Киргизии, Узбекистана, Дальнего Востока,Якутии. Однако, большая их часть принадлежит Национальному  художественному музею в Кишиневе. Но и они в свое время поездили по разным странам, в том числе были в Брюсселе на Всемирной выставке. 
           В сентябре этого года моему отцу исполнилось бы 90 лет. В окно  музея заглядывает любимая им осень, которую я мысленно и привычно перевожу на язык его кисти.
           В стихах «Памяти А.А.Васильева»   И. Челышева  сказала: 
                          Художник умер ! — этому не верьте
                          Прошло лишь время, данное на жизнь.

Наталья ВАСИЛЬЕВА,
Преподаватель детской художественной школы им.А.В.Щусева.

«Независимая  Молдова», 26 сентября 1997 года.

На снимках: художник Алексей Васильев- его картина «Сказ о Молдове». 

Дарить детям радость.

Часто спрашивают о методике преподавания Натальи Алексеевны.  Нижеследуемая статья, в какой-то степени, отвечает на этот вопрос.
«Вечерний Кишинев»,  5 ноября 1984 года. 
Лариса Курдова
Д А Р И Т Ь     Д Е Т Я М        Р А Д О С Т Ь
              Со дня основания  Кишиневской детской художественной школы работает в ней замечательный педагог Наталья Алексеевна Васильева. Ее первые уроки: знакомство с учениками, с их рисунками. На них такие чистые краски: зеленые — яркие, как первая трава, красные — звонкие. И такие непосредственные детские композиции.
               Как научить ребят трудиться с радостью,интересом? Как научить их в будничном видеть необычайное? Не приземлять их  восторженное  удивление, сохранить праздничность их ощущений? Ответы на эти вопросы пришли не сразу.
Оказалось, что секрет интереса к учебе не в занимательно-развлекательных  уроках, а в успехах детей, в ощущении этих успехов самими ребятами. Вчера еще не знал, не умел, не понимал этого. а сегодня — понял, сумел. Вот  где радость.
             Очень важно, — говорит Наталья Алексеевна, — развивать в каждом ученике то, в чем он может превзойти других ребят.  Обращая на это внимание самого ребенка, хвалить его и тем самым побуждать в нем интерес к  дальнейшему совершенствованию.
               Отправляясь с ребятами в походы: в лес, в поле, она учит своих учеников радоваться и удивляться таинственности  закатного неба, запаху полыни и разогретой солнцем  хвои, раскрывает  перед ними красоту окружающей  природы.  И всюду — уроки мысли, постоянный обмен знаниями, интересные и содержательные разговоры.  Наталья Алексеевна говорит  своим ученикам  о жизни во всех ее проявлениях, о добре и зле, чести, бесчестии, лжи и правде.
                Удивительно быстро и деликатно входит  Н.А. Васильева  в круг жизни своих учеников. Как добрый товарищ  говорит о простых  и вечных вещах. Она много фантазирует, чтобы дать толчок развитию детской фантазии. Вот она с ребятами в районе Скулянки, где некогда  бывал герой повести А.С.Пушкина  Кирджали. Ищут клад, зарытый  им полтора века тому назад. Клад, конечно, не нашли, но поиски оказались не совсем  безрезультатными: ребята откопали старинный кувшин,конечно, не с разбойничьими  галбенами, но сам факт находки далеко не безынтересен…
              А какой простор для развития  детского воображения в таком, к примеру, задании. Применив минимальное количество  средств, из картона, бумаги сделать какого-нибудь зверя, выделив при этом основной  определяющий признак, по которому эта зверушка  была бы  моментально узнана. Оценивая такие работы, Наталья Алексеевна часто завышает  достижения и способности  отдельных учеников, чтобы заставить ребенка поверить в свои силы.
           Предвкушая  радость встречи со своими учениками в новом учебном году, Н.А.Васильева к 1 сентября сделала в форме  дружеского шаржа большую, во всю длину классной комнаты, газету, где каждый из ребят узнал себя, вспомнил  многие интересные эпизоды школьной жизни. Здесь же, на газете, прикреплен и подарок ко дню рождения одной из учениц — с любовью сделанная брошь из керамики.
           Сколько фантазии, выдумки, изобретательности в этом необычном подарке ученице. И все для того, чтобы пробудить  в детях праздничность ощущений, подарить им радость.  Дарить детям радость — основное кредо Н.А.Васильевой. Радость встречи с прекрасным, радость новых открытий  и свершений.
            Родство определяется не только кровью, но и духовной близостью. Ученики Натальи Алексеевны остаются близкими ей на всю жизнь.  Из разных концов страны приходят к ней письма от ее воспитанников.
            Дом  Н.А.Васильевой — это и их дом, к которому они прикипели душой, с которым  сроднились. Здесь их всегда поймут, дадут добрый совет, отогреют душу. Многие из учеников  избрали себе творческие профессии — стали художниками,скульпторами, архитекторами. Кем будут ее теперишние подопечные? Об этом она узнает завтра. А пока  на обычном  школьном уроке она учит своих учеников познавать мир во всей его красоте.
«Вечерний Кишинев»,  5 ноября 1984 года                                                                                       Л.Курдова

Открытый Дом Наташи Васильевой. К 28 февраля.

Представляем статью Ирины Анатольевой, вышедшую сегодня, 24 февраля,  в газете «Независимая Молдова», которая посвящена Наталье Алексеевне Васильевой и нашему сайту, организованного в память НА.

«Независмимая Молдова», 24 февраля 2011 года
Ирина Анатольева
( Ирина Анатольевна Субботович )

Раньше к Наталье Алексеевне Васильевой приходило в гости много народу. Теперь — вот уже ровно год, как входят в Дом, где живет светлая память о замечательной Учительнице. Создатель этого Дома, который в любое время могут посетить ее ученики, друзья, знакомые, — Ярослав Алексеевич Васильев, Наташин брат…
            
              Речь идет о сайте «Об учителях и учениках», сотканном из воспоминаний, рассказов, мыслей, образов, фотографий… Здесь рады любому, кто имел счастье встретить на своем пути талантливого педагога и хочет  о нем рассказать или кто хочет вспомнить о своих учениках. Сайт посвящен одному человеку, но он и о Содружестве учителей и учеников — Содружестве, которое носит имя Натальи Алексеевны Васильевой. 
           …Она преподавала в Кишиневской детской художественной школе им.Щусева  50 лет — со времен открытия этой школы в 1959 году. 
             » Казалось бы, ничего особенного: просто рисовали и писали, просто точили карандаши, просто пили чай в холодном классе, просто съедали детали натюрморта,просто любовались картинами и цветом, искали красоту в предметах, просто слушали рассказы о художниках. Все гениальное просто. Но планка каждого урока была очень высокой. Волшебство и трудолюбие витали в воздухе. Это запоминается не умом, а душой. Детали уплывают, а сердце помнит»,- такую запись сделала на сайте Татьяна Тафтунова,  выпускница 1970 года. 
              Татьяна — одна из тех, кому хозяин и автор этого Дома присудил звание «Лицо месяца» — за участие на страницах сайта, за теплоту воспоминаний. Таким же званием отмечен и Владимир Дубасов, выпускник 1974 года. Он был рядом с любимой учительницей в последние месяцы ее жизни. 
           Об успешном человеке сечас принято говорить: «Оказался в нужное время в нужном месте», — отмечает Ярослав Алексеевич. — Так вот, Володя Дубасов — это человек, который в самое тяжелое для нас с сестрой время, оказался в самом трудном месте». 
           Ирина Кодреску — выпускница 1978 года — предстает на страницах сайта, как зрелый, состоявшийся художник — здесь, в этом открытом Доме, можно увидеть ее работы. Учительницу и ученицу связывали особенно  тесные, дружественные отношения, они хорошо понимали друг друга, были близки по духу.  
           Часто возникает имя другого участника сайта — Михаила Шевелькина,окончившего школу в 1969 году, сейчас художник живет в США. 
           Многие ученики, узнав о том, что существует такой сайт, присылают свои воспоминания о любимой учительнице.Они разные — но одну ее черту все выделяют особо: Наталья Алексеевна буквально каждому ребенку не уставала внушать:  ты, именно ты — самый замечательный, интересный, талантливый… Они не могли перед этим устоять. Влюблялись в учительницу на долгие годы и, уже став родителями, записывали к ней в класс своих детей… Необыкновенный ореол восхищения окружал Наталью Алексеевну… 
          Когда они собирались вместе, то пили чай — других, крепких напитков, учительница во время таких встреч не позволяла даже с давно выросшими учениками. Однажды — это было во время московской Олимпиады — на квартире Васильевой  зажгли свой, «Н а т а л и й с к и й  огонь». Был у них  символ, который придумала Наташина ученица первого выпуска (1969 г.) Лена Смирнова — сейчас профессор, преподаватель в Красноярском художественном институте.Так вот,символ «Наталийского огня» был такой: чашка чая на блюдце, из нее рвется пламя, и его языки превращаются в голубей…
           Нужно сказать, что Ярослав Алексеевич — выпускник Московского энергетического института, инженер по информатике, ученый — физиолог — умело выстраивает сайт. Он представляет гостей, ведет их по Дому, комментирует их расссказы, заинтересовывает, а где-то заманивает посетителя, интригует… Есть целые сериалы — например, интересные воспоминания деда по материнской линии, Анатолия Ефимовича Буслова, даются по частям, с пометкой «Продолжение следует…»
         — Мы всегда упускаем моменты, когда еще можно спрашивать родителей о их жизни, о наших корнях…
Я, по крайней мере, это упустил, может быть, потому что довольно рано переехал в Москву, хотя это не оправдание… 
         А вот моя сестра — нет. Ведь именно она написала монографию о нашем отце — первом председателе Союза художников Молдавской ССР  Алексее Александровиче Васильеве, она брала на себя большую часть забот по организации его выставок после смерти. Благодаря ей на доме по адресу Пушкина,35  появилась мемориальная доска, напоминающая о том, что здесь жил и работал  талантливый художник, удивительный человек — наш отец…
        Когда Наташе было 6 лет, Алексей Александрович написал портрет своей дочери.
 
        Проходили годы, девочка  взрослела, проживала собственную жизнь, но — удивительно — сохраняла все время поразительное сходство с тем ребенком, образ которого запечатлел на полотне отец.  В этом 
было что-то невероятное, какая-то магическая тайна. Какая? — спросила я у Наташи. 
         — Да, тайна в этом есть, — сказала она, — отец писал с любовью. 

          Я тогда подумала, что любовь, закодированная в Наташином портрете, стала ообразом ее жизни и 
проявилась по отношению к  ученикам, родителям, брату…
       И это,наверное, семейное… Ярослав Алексеевич, представляя себя на сайте, полушутя-полусерьезно 
написал свой девиз: «Ученым можешь ты не быть, но быть с любовью ты обязан…»
         Как ученый он как раз состоялся. А как по жизни с любовью? 
         Откройте сайт www.na-vasilieva.ru — там есть ответ.



Васильев Алексей Александрович. Чукотка. Монография Васильевой Н.А.

Часть монографии посвящена Чукотскому периоду Васильева А. Он не так давно закончил учебу во ВХУТЕИНе и аспирантуру в Третьяковской галереи. Далее текст автора.

ВХУТЕИН 

Здание бывшего ВХУТЕИНа.  В центре у стены Н. А. Васильева

Инерция  вхутеиновской самонадеянности кончилась. Начинаетсяпериод  ответственной самостоятельнойработы. Он мечется в поисках своего жанра, своей темы. Мечтает о ясной простотекомпозиции картин, потому что все написанное им до сих пор  кажется высокопарной  схемой. Ему очень не хватает Образцова — « онбы мне все разъяснил», но жизнь учителя неожиданно оборвалась. Молодого художника тянет в столичные музеи  к непостижимой  мощи великого искусства.

Читать далее Васильев Алексей Александрович. Чукотка. Монография Васильевой Н.А.

Загадка Мастера

03.02.11

Ровно в этот день 3 февраля, ровно 18 лет назад, т.е. 3 февраля 1993 года, в газете «Русское слово» вышла статья Натальи Алексеевны Васильевой «Загадка Мастера» о художнике-керамисте Чоколове Сергее Семеновиче.   Эта была одна из нескольких статей, предварявших написание монографии о большом Мастере, замечательном человеке с очень интересной судьбой. Монография была издана в 2005 году на молдавском языке и опубликована на нашем сайте на русском языке

Возможно, в некоторых случаях удобнее знакомиться с незаурядным художником и человеком не только просматривая «длинную» искусствоведческую монографию, но и читая более емкий газетный текст. 



З А Г А Д К А   М А С Т Е Р А
К 100-летию  со дня  рождения художника  Сергея Семеновича  ЧОКОЛОВА

             Толстые  стены Благовещенской  церкви не пропускали  городского  шума. В глубокое  оконце тихой картиной  смотрела осень: золотая верхушка дерева, несколько мазков прозрачного неба и нежный  профиль холма на горизонте. 
              Собирая материал для монографии о Сергее Семеновиче Чоколове, я составляла каталог его керамики — она хранилась тут, в запасниках Художественного музея. Работа была интересная, а обстановка создавала особое настроение. Временами приходило ощущение, что ты просто-таки «внутри»  какого-то ненаписаннного рассказа Паустовского. 
               Из небольшой комнаты со стеллажами, уставленными керамикой,за одной дверью узкая лестница веда на колокольню, а за второй — скрипучая винтовая лестница спускалась в храм.  В него колда-то приходил Пушкин…  Еще был жив  Д. Веневитинов. В московском доме молодого поэта  Пушкин после ссылки дважды прочел своего «Годунова». Факт этот имел определенное отношение и к моей работе, потому что мать Чоколова Екатерина Николаевна  была урожденной Веневитиновой, родственницей поэта. Хотелось верить, что  поэзия этого «любомудра» родственна, созвучна  необыкновенной судьбе и загадочному  творчеству С.С. Чоколова,в сохранившейся здесь  атмосфере хотелось уловить напутствие художнику. 


              Сергея Семеновича я знала с детства. отец мой А.А.Васильев был художником, и Чоколов часто приходил к нам в гости. Его воспоминания, рассказы в разрушенном войной провинциальном Кишиневе, казались почти невероятными… Мелькнет в руках у отца репродукция с картины В.Поленова «Бабушкин сад»,и вдруг Сергей Семенович  скажет: «А это наш дом»…

             В ампирном домике, окруженном старыми кустами сирени, принято признавать «дух Тургенева». Оказывается, действительно, тут очень любили писателя, так как Екатерина Николаевна была с ним в родстве. 
             Родители Чоколова бывали в загородном доме крупного промышленника и щедрого мецената Саввы Мамонтова в Абрамцево, поскольку отец Сергея Семеновича служил у него главным инженером  Архангельской железной дороги. В 1887  в Абрамцево    В.А.Серов написал  «Девочку с персиками», а  следующими его двумя работами здесь стали портреты четы Чоколовых.  » Medame» заодно брала уроки живописи у молодого художника. 
            Поражает сходство Сергея Семеновича с серовскими портретами его родителей: он унаследовал высокий благородный лоб отца и материнский «породистый» нос с горбинкой…
           Сергей Семенович родился 18 сентября 1892 года. К этому времени в их ампирном  доме  в Трубниковом  переулке Москвы было  небольшое собрание  современной живописи и народного творчества. По совету  С. Мамонтова, отец художника  организовал небольшое предприятие по производству  фарфоровых изоляторов. Здесь юный еще Сергей обжег первые свои керамические работы. Он  вспоминал, что Мамонтов повлиял и на его мать. Она организовала  кустарные мастерские. Там плели кружева, ткали ковры…  Шаблоны для ковров делали известные художники — Головин, Лансере, Билибин. Ковры получали награды  в Нью-Йорке, Париже… А один, с двуглавым  российским орлом, лежал  в кабинете Николая Второго. 
            Эти и другие воспоминания записаны на пленку. Своим  удивительным «петушиным» голосом  Сергей Семенович рассказывает: «Я уже сызмальства  привык ткать ковры, плести кружева,любоваться ими…У нас в доме не было безделья.»
           На их мастерской висел девиз семьи: «Жизнь без труда — воровство,жизнь без искусства — варварство». Эти слова он часто повторял.
           Учился Чоколов на юридическом факультете  Московского Университета. Но его все больше увлекало искусство, и он одновременно поступил в Строгановское высшее художественно-промышленное училище.  В 1914 году молодой художник, закончив  училище, вместе с женой  уезжает на ее родину — в Бессарабию. Он здоров, богат, талантлив…

            Первая мировая война, Октябрьская революция  меняют не только  материальную сторону его жизни, но и мечты о свободном творчестве… Чоколов на девять лет уезжает за границу. «Цель — заработок, учеба». Работал  шофером. Объездил с этюдником почти все европейские страны. Был оглушен шедервами  мирового искусства.  Возвратившись в Кишинев, он зарабатывает на жизнь реставрацией  росписей  и икон в бессарабских монастырских церквах. А  заодно  изучает молдавские ковры  и другие  предметы  народного творчества, делает  зарисовки со старинной  архитектуры, пишет пейзажи и  натюрморты из цветов и трав края. За этот  длительный период он не создает заметных произведений.
          Только в 1948 году, когда  в Союзе художников Молдавии  организовывается секция декоративно-  прикладного  искусства, Чоколов с вулканической энергией  приступает  к долгожданному  делу. Диапазон  его  творчества  очень широк — от мелких  брэкаче  до  двухметровой  парковой вазы.  На выставках появляется его цветная керамика. Блюда, кувшины, бурлуи, плоски… Он делает и чернильные приборы , подставки, светильники, работает и над национальным костюмом , коврами, мебелью. 
          В керамике он применял  лепнину, гравировку, подглазурную роспись, использовал  и цвет самой  глины. Чоколов не увлекается узороплетением, он считал  главным  образ всего сосуда в целом — с полунамеком на знакомые растения. После войны возникает  потребность в самых простых вещах.  И утилитарная  керамика у Чоколова,как, впрочем , и в народном творчестве,не очень разнообразна. Но она отвечает особенностям кухни края, в ее растительном декоре использован поэтический  образ Молдовы.  Она окрашена ее знойным солнцем, в ней реализована бережливая нежность автора к народному духу. 
Улчоры,тарелки, блюда, миски,бурлуи — эти и другие предметы легко составляются в красивые натюрморты. И оживают в употреблении. 
            Чоколовская  бытовая керамика — для неприхотливого  застолья. Тут уместно сказать и про дом  Сергея Семеновича, такой же уникальный, как и сам художник. Там все было сделано собственноручно или по его задумкам. Мебель, ковры, керамика  прекрасно сочетались с молдавскими  пейзажами, им написанными, с коллекцией икон и прикладного искусства, им собранной, с библиотекой на шести языках, которыми владел хозяин. Он умел шить, прекрасно готовил и любил быстрое движение. По Кишиневу оглушительно гремели его самодельные сабо, которые он последовательно сменил на велосипед, мотоцикл, машину…
            Наступают новые времена. Выставки прикладников следуют одна за другой в разных странах, на них приходит много людей.  Нужна зрелищность. Чоколов опережает новую «установку».  Представленный им в 1953 году на выставке  в Пекине  сервиз для  вина и фруктов «Цветущая Молдавия», уже отвечал этим новым требованиям. 
             Все ансамбли чоколовской  керамики с богатейшим  размахом форм, величин, цвета — интересны, как  театр. С главными и второстепенными героями, с большими и маленькими ролями. Они рассказывают  о красоте молдавского лета, в них притаились вихри свадебных плясок. 
            …Нижняя часть сервиза — широкие плоскости блюд, полураскрытых чаш — спокойны.Но уже ручки и горлышки небольших улчоров — в мелкой красивой лепнине.  Высокий бурлуй туго свернут в нижней  части, перехвачен  несколькими  кольцми у горлышка. Из его пробки пытаются высвободиться  концы лепестков. В нем напряжение распускающегося  бутона… Но все это предвестье, все это для контраста с распахнутой  прелестью огромного цветка — вазы. Это  главный герой.
 
             Используя сложившиеся народные формы, он придумывает небывалое разнообразие решений.
             А теперь немного о прозе. То, что я увидела в запасниках  художественного музея, как мне показалось, лишь малая толика, сделанного Чоколовым. Нет, например, ни одного ансамбля. Но ведь есть документы. Каталоги тех лет ломились от произведений Чоколова. Он был участником всех республиканских, всесоюзных, а также Всемирной  выставки в Брюсселе. Его работы хранятся в фондах Международной  академии керамики в Женеве. 
             В канун своего семидесятилетия Чоколов тяжело заболел. Перестала слушаться правая  рука, он потерял речь. Его ожидали пятнадцать  лет одиночества  и безмолвия.  Гончарный круг, ручная формовка, цветная роспись — все это оказалось уже не под силу. Но он упорно боролся со своим недугом. И уже через три года на его персональной  выставке было представлено 92 новых произведения. Они заставляли забыть  об их авторе, как  о тяжело больном человеке. 

            Другим стал образный строй  его декоративных творений. Часто  необъяснимо фантастическим,  иногда с намеком на  животных, архитектуру. Мощно звучавший  и недоступный  теперь цвет, был сменен  на богатую игру светотени, полутонов, бликов.
            Настроения некоторых  его произведений  ошеломляют. Так, он  создает серию образов животных.  В одних можно найти сходство  с реальными, другие совсем неузнаваемы. Пасти у всех у них открыты. Составленные вместе, они явили бы собой  многоголосый  хор. Но это была бы не песня, а безмолвный  стон из неволи, крик о помощи…
            Чоколов доказывал, что  мир художника, чем бы он не был ограничен, — богатейший инструмент. Его произведения будят воображение, заставляют думать, извлекать оставшееся  за пределами.  
             Сергей Семенович умер в январе 1977 года. 
             Большинство его произведений исчезло и, кажется бесследно. Судя по документам, в последние десять лет его жизни в художественный музей они  не поступали.
                                            
             … Смеркалось. За окном тихо перешептывались  листья. Я стояла на стремянке в Благовещенской церкви перед работами  Чоколова. стирала руками пыль с его творений. Казалось, прикасаюсь к самой душе художника. Уверена, лучше  далекого Д. Веневитинова сказать о судьбе Чоколова невозможно.

Природа  не  для  всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы все равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Лишь тот, кто с юношеских  дней
Был пламенным  жрецом искусства, 
Кто жизни не щадил для чувства, 
Венец мученьями купил,
Над суетой вознесся духом 
И сердца трепет жадным слухом, 
Как вещий голос, изловил!

Наталья Васильева,
преподаватель ДХШ им.Щусева