От сайта НА: Открываем выставку работ художницы Александры Сокольской из г. Орла, в прошлом ученицы Натальи Васильевой.
Выставка сопровождается биографией, комментариями и воспоминаниями автора.
Александра Сокольская (Брысякина)
Выставка
Краткая биография
График. Родилась 1 июля 1956 года в г. Кишинёве. Училась на отделении графики Молдавского художественного училища им. И.Е. Репина (1973-1977) у преподавателя Корякина Валентина Александровича, Молдавском государственном институте искусств (1984-1990) по специальности «Книжное оформление», под руководством народного художника СССР И.Т. Богдеско. Инженер-художник-конструктор Кишинёвского объединения химических предприятий (1977-1983), художник Кишинёвской мастерской шелкографии (1983-1984), дизайнер Кишинёвского творческо-производственного центра (1989-1990), сотрудничала с молдавскими издательствами «Лумина» и «Тимпул».
С 1991 года живёт в Орле. Преподаватель высшей квалификационной категории Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремёсел (с 1990 г.) преподаёт предметы «живопись», «рисунок», «станковая композиция», «основы композиции», «основы дизайн-проектирования», «компьютерная графика». По совместительству с 2005 по 2016 года работала старшим преподавателем в Орловском государственном институте культуры, преподавала дисциплины «Компьютерный дизайн» и «Компьютерная графика и дизайн». Сотрудничество с Орловским издательством «Вешние воды» (2004-2005).Ветеран труда.
Наград много, коротко:
Сокольская Александра Сергеевна является лауреатом Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» 2012 года.
Почётная грамота Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры. Приказ № 840-вн от 15.09.2010; Почётная грамота губернатора Орловской области как лучшему педагогическому работнику Орловской области по результатам конкурсного отбора 2011 года, (5 октября);
Творческие поездки по России: Санкт-Петербург, Углич, Кашин, Тверь, Калязин, Софрино, Елец, Чернь, Туапсе, Разград (Болгария). Участвовала в четырёх пленэрных поездках на остров Кижи, Карелия(2015, 2016, 2018, 2019) .
Про художественную школу
В художественной школе у Натальи Алексеевны я училась с 14 лет в 1970-71 гг., в 9-10 классах я не успевала посещать школу, готовилась к выпускным экзаменам, брала уроки рисунка по совету Натальи Алексеевны у преподавателя художественного училища Варвары Калистратовны Садовской. Там я познакомилась с многими более старшими учениками Натальи Алексеевны: Леной Смирновой, Леной Жигня (потом мы с ней учились в училище, правда, на разных отделениях). Мы рисовали гипсы в маленькой квартирке В.К. на Ботанике. Она на кухне в это время готовила ужин. Там собралась весёлая компания, без конца шутившая шёпотом, ребята были остроумные, я помню себя, умирающую от смеха (смеяться нельзя, надо рисовать), а потом в троллейбусе засыпающую и пропускавшую свою остановку.
А в художественной школе я помню Сашу Пискарева, Володю Дубасова, Таню Тафтунову, Майю Мазину, Иру Лубневскую, с которой мы потом дружили и вместе учились в институте искусств у Богдеско Ильи Трофимовича, талантливейшую Таню Юркову, дружила с Галей Флейшман (выпуск 1970-1974 года). С Ритой Сорбалэ и Нелей Левенталь училась потом на одном курсе в художественном училище. Так как я была старше всех на 2 года, меня унёс поток подготовки к экзаменам, я училась в школе № 37, там было сложно заслужить положительные оценки, я бесконечно делала уроки и готовилась к экзаменам, в 9 и 10 классе. С тех пор у меня глубокое чувство вины перед Натальей Алексеевной, хотя она меня ни разу не упрекнула за то, что я редко приходила, а потом и вовсе исчезла из художественной школы. Наталья Алексеевна стала приглашать меня на 1 апреля в свой чудесный дом, поэтому я видела всех ее учеников, их и ее розыгрыши. У меня не осталось ни одной фотографии и благодаря Вашей книге и сайту, дорогой Ярослав Алексеевич, я могу более детально все это вспомнить, увидеть детские чудесные лица тогдашних своих друзей. В юности не придаёшь значения всему, что с тобой происходит, кажется, что самое главное и интересное будет впереди.
О творческой работе
Выставлять работы не стесняюсь, потому что знаю, грамоту я освоила. Работаю в акварели, очень сложная техника, которую до сих пор осваиваю. Пейзаж, натюрморт, букеты с цветами, городские зарисовки, требуют много времени, поэтому начинаю с натуры, потом часто приходится дорабатывать в мастерской. Обожаю передавать состояние освещения, картина должна радовать, наполнять лёгкие воздухом. Люблю участвовать в выставках акварели, несколько моих работ уже подарены музеям. Персональных выставок было много в городе Орле, на следующий год будет юбилейная, уже готовлюсь. Очень критична к старым работам, вижу все промахи, поэтому многое лежит в папках или попадает в костёр во дворе.
Работаю в акварели, очень сложная техника, которую до сих пор осваиваю. Пейзаж, натюрморт, букеты с цветами, городские зарисовки, требуют много времени, поэтому начинаю с натуры, потом часто приходится дорабатывать в мастерской. Обожаю передавать состояние освещения, картина должна радовать, наполнять лёгкие воздухом. Люблю участвовать в выставках акварели, несколько моих работ уже подарены музеям. Персональных выставок было много в городе Орле, на следующий год будет юбилейная, уже готовлюсь. Очень критична к старым работам, вижу все промахи, поэтому многое лежит в папках или попадает в костёр во дворе.
Творческий заряд, данный мне моими дорогими Учителями не пропал. Я работаю, не так много, как хотелось бы (занята в школе), но упорно. Это уже физиологическая потребность, без этого я заболеваю. Рисовать, писать — только это жизнь, ее цель.
Саня!!!
Как приятно увидеть, какой ты замечательный художник!!!
Помнишь щенка, которого мне подарили в честь моей первой персональной выставки с твоей лёгкой руки?!
Как я рада, какая ты умница!
Дальнейших тебе творческих успехов!
Таня, здравствуй, с Новым годом! А я никак не могла вспомнить, кому мой щенок достался. Я помню твои работы, ты у нас была самая талантливая!
Каждый раз, когда я вижу великолепные работы учеников НА, а тем более моих одноклассников, я расстраиваюсь.. Нет, не подумайте, это не зависть)) Мне жалко, что я не могу показать эти работы НА, похвастаться (хоть в этом никакой моей заслуги ) вашими, дорогие одноклассники, успехами))
Саня!!! твои работы великолепны!! Вот вдохнул и никак не выдохнуть)) Пролистываю, вглядываюсь.. Одна работа лучше другой.. А тут ещё твои успехи , как педагога… Нет слов, ты сделала меня счастливым))
Ярослав Алексеевич, Вам отдельная благодарность))
Спасибо, Володя! После такого комментария будем ждать, что скажет Александра.
Спасибо, друзья за отзывы, даже не ждала такого. Таня, это был мой щеночек и я не могла вспомнить, кому он достался! Ты у нас была в классе самая талантливая, Наталья Алексеевна про тебя все время говорила, хвалила. Володя, огромное спасибо за добрые слова! Если бы не Ярослав Алексеевич, так бы варилась в своем окружении, а сейчас столько вспомнилось, все всплыло. Наталье Алексеевне я подарила листы своей дипломной работы. Я делала в технике резцовой гравюры иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя, ей не очень понравилось, как я поняла. Это был еще один ее урок мне. С тех пор гравюрой не занималась, да и хлопотное это дело. С наступившим Новым годом, дорогие!
С наступившим)
По поводу «понравилось-не понравилось»… Мне кажется, что какое-то время по окончании школы НА относилась к работам учеников как к … своим работам.. А к себе, как художнику, она была излишне строга..))
Похоже на правду. Прежде всего вторая часть.
Кстати, тебе как педагогу наверно будет интересно
https://www.na-vasilieva.ru/oformlenie_knigi_metodicheskaja_rabota_natali_alekseevny/
https://www.na-vasilieva.ru/obshhij_kolorit_metodicheskaja_rabota/
https://www.na-vasilieva.ru/vospitanie_radostju/
Я по наивности долгое время считал, что всё чем мы занимались в художке это экспромт… игра… А, оказывается, это всё плод большой работы НА, как педагога)
И ещё…о подготовке к занятиям.. Уже и не знаю случайно ли, или это уже плод моего воображения, но НА даже одевалась в соответствии с постановкой (живописной)..
Володя, огромное спасибо за ссылки. Сохранила и буду еще перечитывать. Как-то в телефонном разговоре Наталья Алексеевна сказала: «Они даже программу не могут составить, ко мне обращаются». Это было насчет работы в школе, я запомнила, хотя не поняла тогда, расспрашивать не осмелилась. Теперь я понимаю, какого уровня как преподаватель была Наталья Алексеевна, она могла теоретически, научно подать материал, оформить свои мысли. Нас, преподавателей, сейчас тоже делят по категориям, аттестация раз в пять лет, постоянно надо доказывать свою компетентность, много бумажек собирать, дипломов о победах своих и детских, публиковаться в сборниках, то есть, подтверждать чиновникам, которые в класс не заходят, что ты учитель высшей квалификационной категории. Я это делаю легко, проблем нет, и статьи пишу, и программы учебные, и как художник работаю, даже какой-то азарт возникает. А когда есть возможность поучаствовать в конкурсе, то почему бы и нет. Даже деньги получала за Россию, губернию, город. У Натальи Алексеевны был острый ум, конструктивное мышление, огромные знания и опыт. Слава Богу, можно прочитать ее труды на сайте. Еще раз спасибо.
Структура сайта оставляет желать лучшего. Но даже при такой можно найти много интересного. К возникшему разговору: наберите в поле Яндекс-поиска слово «методика» и вы удивитесь объему выданной информации, его качеству и разнообразию.
Кстати, Александра, там будет ссылка на мнение Богдеско о методических достижениях его педагогов.
По слову «методика» я ничего не нашёл(( Но…
https://www.na-vasilieva.ru/uchitelja_glavnyj_krug_ili_bogdesko/
Вы наверно про этот отрывок из воспоминаний Богдеско?))
Ребята! Про методички,- во всем мире и во всех учебных заведениях, которые связаны с искусством и не только, я думаю, методика достижения результатов — это главная «государственная» и профессиональная тайна. Вопрос «ЧТО» рисовать или проектировать в данном случае, то есть дальняя стратегическая цель, должна быть подкреплена грамотным преподавательским «КАК». И это не вопрос изобразительных средств исполнения цели, а маленькие последовательные смысловые под-задачки ,при помощи которых ученик приходит к пластическому решению картины, проекта, скульптуры…
И под-задачки эти НЕ случайны и НЕ индивидуальны для каждого ученика! Они являются ТАКТИКОЙ каждого Учителя, который как раз и разрабатывает свой собственный КОД , при помощи которого раскрывается ученик. Этот собственный код и называется МЕТОДИКОЙ.
Описать его бюрократически можно стопудово!..но авторство методики дороже всего и стОит из-за этого дорого во всем мире, потому что эти промежуточные, тактические мини цели, мини этапы НЕ показывают и НЕ рассказывают о них на конференциях и совещаниях, на просмотрах и показах. И это не вопрос форэскизов или подготовительных набросков, поверьте!
Я сама сейчас в сильных сомнениях и раздумьях на эту тему,- публиковать ли свой опыт? «Выбрасывать» ли в море-окиЯн инета свои разработки, которые проверены годами и двумя ФГОС-ами (холера на них!)
Володя! Ты искал по Яндекс-поиску? Наверняка нет. Попробуй. В случае чего, пришли скрин. С Богдеско, ты прав. Восхищаюсь его отношением к учителям. В этом он похож на учеников Натальи Васильевой ))
Да. Я-поиск дал 55 упоминаний слова «методика») Кстати, в статье не самая удачная репродукция работы Рудакова, которой так восхитился И.Богдеско… В сети есть эти же иллюстрации, но того из тридцатых издания)
А ещё я нашёл (возможно) один из эскизов Рудакова, которые он делал в учебной мастерской и которых пишет Богдеско)
https://sovcom.ru/aykcioni/lot/%D0%B0%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD-10/2211/
Дорогая Саня!
Сегодня вышла на сайт Натальи Алексеевны и познакомилась с выставкой твоих работ.
Замечательные работы! У меня аж дух захватило. Какой талант!
Здоровья тебе, сил и дальнейших творческих успехов!