Моисеенко Евсей Евсеевич (1916 — 1988)
Вячеслав Игнатенко
Кишинев, Молдова
Лауреат Наталийской премии
Художник и время
Стою на автостанции в Гомеле, чтобы ехать к родителям в деревню. Большой областной центр, автобусы расходятся по разным направлениям, одно из них – Уваровичи. Это в тридцати километках от города. Да это же родина Моисеенко Евсея Евсеевича! Хотелось как-то сьездить, пройти, посмотреть, да так и не получилось. А сейчас дом где родился художник, снесли, построен агрогородок. Удивляло, почему нет ни одной работы художника в Национальном художественном музее Беларуси. Вот что пишет Надежда Усова — ведущий научный сотрудник музея:,,Сам Моисеенко не проявлял особой заинтересованности…, а желание иметь в музеях в Минске и Гомеле картины крупного советского художника – земляка несомненно были, но экспертная комиссия при Министерстве культуры БССР, состоявшая в 1970-1980-е годы из заслуженных и народных художников БССР , на предложения директоров музеев о приобретении картин ленинградского художника-белоруса всегда откладывали этот вопрос на будущее и отдавали предпочтение местным художественным лидерам.,,
Моисеенко родился 15 августа 1916 года в деревне Уваровичи Будо-Кошелёвского района Гомельской области. Его отец умер в тот же год, так и не увидев сына. Ростила мальчика мать Матрёна Сергеевна и дед Прокоп Наумович.
Уваровичи. Семья Моисеенко
В четырнадцать лет Евсей Моисеенко едет в Москву, учиться живописи. Первые профессиональные навыки он получил в Московском художественно-промышленном техникуме имени М.Калинина. Через четыре года поступает во Всероссийскую академию искусств в Ленинграде на отделение живописи. Летом 1941 года Евсей Моисеенко проходит преддипломную практику в Уваровичах, собирая материал для дипломной многофигурной композиции ,,Щорс,,. 22 июня у его двоюродного брата должна была быть свадьба, которая так и не состоялась. А через несколько дней Моисеенко уходит на фронт, в ополчение.
О художнике написано много монографий, выпущены альбомы. Печатались его статьи. Но, что касается биографии Моисеенко времён войны, чаще всего пишут ,,…был в ополчении, попал в плен, лагерь Альтенграбов около Магдебурга.,. Что пришлось пережить художнику, можно только догадываться. В 50-х годах появилась серия работ ,,Этого забыть нельзя,,
,,Я помню, и как меня мать проводила на войну, и как будучи солдатом, проходили деревни и уходили из них. Мне не забыть глаза женщин…Как память о них оседает в душе солдат, и горе, и грусть, и надежда.,, писал художник. Искусствоведы много внимания уделяли творчеству Моисеенко. Они оценивали работы художника как значительное явление в истории советского искусства.
На тему Великой Отечественной войны было написано много произведений : ,,Ополченцы,, ,,9 мая,, ,,Ветераны,, ,,Матери – сёстры,, ,,Вернулся,, Но меня больше впечатляет полотно Евсея Моисеенко ,,Победа,, На ней только две фигуры. Последней пулей войны убит солдат, падая на руки своего боевого товарища.
Е. Моисеенко «Победа»
Я же могу описать только свои впечатления. Раньше больше обращал внимания не тому что сделал художник, а как, и это не только у Евсея Евсеевича. Меня всегда интересовало: почему Моисеенко остановился и решил, что произведение окончено. На работе ,,Красные пришли,, в Русском музее, увидев как написан на переднем плане плот, был ошарашен. Просто потёки краски, через которую просвечивается холст. Как написать картину, чтобы было впечатление, что сделано быстро, без мук и пота? Чтобы так написать, нужна идея, зскизы, определить цветовую гамму, надо себя настроить на определённое произведение. У Моисеенко на каждую картину были десятки зарисовок и эскизов. Художник стремился совместить образную и реальную сферы в своём творчестве. Всегда наблюдая, фиксировал на холсте и бумаге свои впечатления. Вспомним альбом ,,Матери – сёстры,,.
Е. Моисеенко «Красные пришли»
Из воспоминаний племянника Евсея Евсеевича, Сергея: ,,Как-то я без предварительного звонка приехал к Евсею Евсеевичу на Суворовский. Дверь в квартиру была не заперта. Я прошёл в гостиную и окликнул: ,,Есть кто дома?,, Ко мне быстро спустился по лестнице из мастерской Евсей Евсеевич, совершенно не такой, каким я его всегда видел. Он был сам не свой, как ,,контуженный,, , простите за жёсткое слово. Казалось, что он меня не видит и не слышит. Каким-то несвойственным ему голосом он сказал: ,,Суп будешь?,, я ответил – да. Он налил по тарелке супа, и мы сели за стол. Пока мы ели, я видел, как он выходил из этого состояния, как будто отходил от наркоза, возвращался в реальность. Видимо, мой внезапный визит прервал его напряжённую творческую работу. Я понял тогда его слова, которые он произносил не один раз: ,,Искусство требует тебя всего,,.
Многие хотели попасть учиться в его мастерской, студенты и коллеги уважали, кто-то побаивался, авторитет был непререкаемый, взгляд как просвечивал. Чем-то был похож на Сократа.
Из интервью Евсея Евсеевича : ,,Когда написанное на полотне становится искусством? Здесь одно несомненно: художника должно тревожить всё, что он пишет. Он должен искать пути к зрителю, чтобы его гражданская позиция нашла отзвук в душах людей. Этот процесс сложный и загадочный.,, и ещё — ,,Живописцы отличаются не только почерком, а главным образом – нравственной позицией. Бывает, что профессионализм ищет применения, будучи пустым. Вот тогда, чтобы скрыть внутреннюю незначительность и пустоту, ищет спасение в почерке, в манере…,,
Моисеенко всегда рисовал. Современные художники – живописцы почти не рисуют. Достаточно того, чтобы наметить карандашом композицию будущего произведения. Евсей Евсеевич без карандаша не представлял жизни. Это было как воздух, которым он дышал. ,,Я знаю, даже в том, как стоят люди, видны и характер их, и отношения к жизни. И художник должен замечать это.,,
В изобразительное искусство Есей Моисеенко вошёл знаковыми произведениями о гражданской войне. Эпохальные события 20 столетия у него возвышено- романтические. ,,Первая конная,, ,,Горнист,, ,,Красные пришли,, ,,Комиссар,, ,,Нас водила молодость,, ,,Каховка,, — это не документальные моменты, художник своим решением темы заставляет переживать дух легендарных событий и героев.
Е. Моисеенко «Нас водила молодость»
Увидев впервые картину ,,Вестники,, (ещё в старом здании Третьяковской галереи), обратил внимание, как она значительно отличается от работ других художников. Динамикой, цветовым контрастом, напряжением , с которым была написана картина, притягивала к себе.
М. Моисенко «Вестники»
,,Призыв,, ,,Товарищи,, ,,Черешня,, — синтез впечатлений переходит на холсты. Чувствуется реальность момента и глубокие переживания художника. Разве это были заказные произведения, чтобы пройти на выставку? Партаппаратчики, занимавшие высокие посты в министерстве культуры, не поняли бы такого решения темы и исполнения.
Уже став Народным художником СССР, Героем Социалистического труда, Лауреатом Ленинской премии, Государственной премии СССР, при всей занятости, приезжал к матери в Беларусь, но не так часто , как ей хотелось бы. А она, простая крестьянка, так и не переехала к сыну в Ленинград.
Уваровичи. Е. Моисеенко с матерью.
Но образ матери остался на рисунках и холстах. ,,Мать,, ,,Сын,, ,,Осеннее солнце,,. Образ женщины – матери является центральным в картине ,,Матери – сёстры,, которая была признана лучшим живописным произведением 1967 года.
Е. Моисеенко «Мать»
Портреты крестьянок, которые были написаны в Беларуси, появляются на многочисленных работах : ,,Вера,, ,,Люба,, ,,Анастасия Дмитриева,, ,,Крестьянка,, Пейзажи — ,,Беларусь,, ,,Старая яблоня,, ,,Белорусский пейзаж,, — это не только подготовительный материал к картине, а законченные, самостоятельные по своей эстетической ценности произведения.
Евсей Моисеенко удивительно разносторонний художник — ,,Земля,, ,,Сергей Есенин с дедом,, ,,Пушкин,, ,,Памяти поэта,, ,,Спартак,, ,,Дон Кихот,, ,,Голгофа,, ,,Антигона,, Испания , Греция,Париж. Объединение разных жанров придаёт его работам сложное содержание. Станковая живопись, портрет, пейзаж, натюрморт – всё имеет смысловое значение.
Побывавший в плену, беспартийный, такой человек всегда был под подозрением у властей – враг народа. Только в 1956 году избирается членом правления СХ РСФСР и выставочного комитета СССР. С 1958 года Евсей Моисеенко начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. С 1963 года – профессор, руководитель персональной мастерской. Сила воздействия его работ на студентов и других художников была такая, что на многих выставках был ряд работ ,,под Моисеенко,,.
На защите диплома, 21 июня 1947 года, руководитель, замечательный художник Александр Осмёркин, сказал о дипломе Моисеенко ,,Генерал Доватор,,: ,,…Всякого зрителя картина заряжает своей эмоциональностью, подлинной художественностью и очень большим мастерством, но очень индивидуальным. Это уже художник со своим лицом, которому, безусловно, предстоит большое будущее. …Мы присутствуем при рождении молодого, очень большого художника. … своей индивидуальностью он внесёт новую ноту в советское искусство. …успех не вскружит ему голову, потому что он очень требовательный к себе художник…,,
С того времени сорок один год был отпущен Евсею Евсеевичу Моисеенко на жизнь и творчество.
Автограф маэстро
Дорогим моим землякам, Гомельскому краеведческому музею с самыми наилучшими пожеланиями и процветания Вашему делу! Надеюсь увидеть в стенах Вашего музея свою персональную выставку.
С уважением Е.Моисеенко 15.11.77
Работы Е.Е. Моисеенко
Чудесная статья! Огромная благодарность художнику Вячеславу Игнатенко!