Человек состоит из воды на 60 — 80 процентов. Сложнейший «думающий» организм, а простейшей воды — облейся. Уберите хоть часть воды и уже человек — не человек. В педагогическом процессе тоже есть огромное число простых функций (воды) и от того, как педагог к ним относится, зависит восприятие ребенком общей картины обучения. В глазах ученика она может быть яркой и образной, а может тусклой и скучной.
Или по другому. У французов есть поговорка: «Дьявол скрывается в деталях». Именно от деталей зависит, будет ли работа сделана хорошо или плохо. Как у Жванецкого, когда он говорит о производстве наших медицинских препаратов по сравнению с качественными аналогами: «общим видом овладели, теперь подробности не надо пропускать».
Нам кажется, что Наталья Алексеевна в совершенстве владела магией «деталей», которые сейчас выглядят не столько «дьяволятами», сколько бриллиантиками в ее системе преподавания.
Представляем несколько «простых бумажек», найденных в архиве НА.
В нем в пол формата лист бумаги.
Я не прошу, чтоб работал ты всюду,
И от зари и до зари,
Но сто набросков, пол сотни этюдов,
Лопни, но сотвори!
Пусть на тебя снизойдет вдохновенье
С самых высоких высот,
Это прими, как мое повеленье,
Старый твой друг — Дон Кихот!
Теперь все становится понятным. Конец года. Начинались летние каникулы. Учитель на последнем уроке сказал нужные слова и простился с учениками.
Далее — «деталь» НА. Она пишет стих-наставление и под именем Дон-Кихота рассылает его по адресам своих учеников. Это могло быть сразу после последнего урока, а, скорее всего, через некоторое время, когда ученики, увлеченные отдыхом, забывают все школьные обещания.
То, что НА решила распечатать на машинке и разослать по адресам учеников, было не все стихотворение, а только его часть. Почему она так поступила неизвестно. Весь стих тоже был на высоком педагогическом уровне.
Ту красоту, что другой не заметит,
Можешь лишь ты увидать,
Дядям и тетям, как маленьким детям,
Кистью своей рассказать.
Дома, в саду, на балконе и в поле
Быстро альбом раскрывай,
Дай ты фантазии полную волю,
Смело в работе дерзай.
День не резинка, не тюбик, не мячик —
Коль потерял не найдешь.
Тот, кто стремится к успехам, удачам,
Пишет и в бурю, и в дождь.
Знаешь меня ты, наверно, не хуже,
Видел под дождик бродя,
Что-то красивое в маленькой луже,
В крохотной капле дождя.
Я не прошу, чтоб работал ты всюду,
И от зари и до зари,
Но сто набросков, пол сотни этюдов,
Лопни, но сотвори!
Пусть на тебя снизойдет вдохновение
С самых высоких высот,
Это прими, как мое повеление,
Старый твой друг — Дон Кихот!
Это была не единственная рассылка-наставление. Возможно, каждый год НА меняла образ автора, от которого ученики получали неожиданное послание. Об этом говорят следующие листки.
Набросков сто, этюдов пятьдесят,
Рисуй, пиши не ноя:
Себя, друзей, знакомых поросят,
Перченый запах зноя.
Ужасный шторм и страшную грозу,
Пургу, тайгу, цветы алоэ,
Крестьян веселых на возу,
Рисуй, пиши не ноя!
Будь строг к себе без жали,
Разбойник злой — Кирждали.
Наталья Алексеевна камуфлировала себя не только в известные имена, но в гораздо более лирические образы.
В первом стихе:
Знаешь меня ты, наверно, не хуже,
Видел под дождик бродя,
Что-то красивое в маленькой луже,
В крохотной капле дождя.
Еще один свой образ (тоже «деталь») НА оставляет ученикам, уходящим на каникулы.
И скоро я расстанусь с вами, И вы увидите меня,
Вон там, за дымными горами,
Летящей в облаке огня!