От сайта НА: Перед нами четвертая заключительная часть большого путешествия по Северу двух подруг Татьяны Ширшовой и Натальи Васильевой, которое они совершили в 1968 году.
Читайте: 1-я часть — «Зарузье«, 2-я часть — «Архангельск«, 3-я часть — «Холмогоры«, 4-я часть «Соловки«, а также вводную статью «О подругах«.
Татьяна Ширшова
Сыктывкар, Республика Коми, Россия
Часть 4. Соловки
Прошло уже более полувека с того лета 1968 года, когда мы с Наташей совершили паломничество в северные земли нашей России. Побывав за эти годы во многих европейских странах, осмотрев десятки исторических мест, храмов, музеев, окунувшись в воды нескольких морей, ни одну из моих поездок по этим цивилизованным местам я не могу сравнить по духовному, эмоциональному и эстетическому воздействию с поездкой на Соловки. Соловецкие острова – особое место в нашем Отечестве, не посетив которое, по моему мнению, невозможно в полной мере понять историю нашей страны, судьбу нашего народа, непередаваемую красоту мира.
Отправились мы на острова на теплоходе «Соловки», который отплывал из Архангельского Морского порта вечером, приходил к Большому Соловецкому острову рано утром и вечером отправлялся в обратный путь, прибывая в Архангельск ранним утром. В распоряжении туристов был целый день для ознакомления с достопримечательностями острова. Морской порт расположен в устье реки Северная Двина, в 50 км от Двинской губы Белого моря. Такое географическое расположение обеспечивает прямой выход через Белое море в Мировой океан как в западном, так и в восточном направлении. Двинская губа — один из четырёх крупнейших заливов Белого моря, наряду с Мезенской Губой, Онежской губой и Кандалакшским заливом. Длина ее составляет 93 км, ширина у входа 130 км, глубина до 120 м. Кроме Северной Двины в залив впадает более десяти средних и малых рек.
Время белых ночей в августе уже убывало, но все же солнце, едва скрывшись за горизонтом, постепенно снова возвращалось на небосклон, создавая непередаваемое освещение окружающего мира. Серебристые воды моря сливались с теряющимся и как бы тающим горизонтом. Создавалось ощущение, будто теплоход наш завис в пространстве, как в серебристо-белом космосе. Морская гладь была совершенно спокойна, как зеркало, в котором отражалось и серебрилось бледно-голубое небо. И казалось, что мы одни в этом громадном пространстве Мирового океана. Навряд ли словами можно передать это ощущение, скорее даже потрясение, которое, наверняка, испытывают все путешественники по Белому морю. И приходит понимание того, почему это море называется Белым.
Наше космическое путешествие закончилось, когда рано утром мы «приземлились» у «Тамариного причала» Большого Соловецкого острова, у которого пришвартовался наш теплоход. Мы вышли на берег Монастырской бухты, с которого нам открылся вид на стены Соловецкого монастыря.
Соловки. Монастырский причал.
Когда-то стены монастыря были темно-серого цвета в тон лиловато-серой окраске низко нависших облаков. Но с годами, а вернее, с веками, они покрылись лишайниками коричневого, серого, голубоватого, черного, золотистого, ярко-желтого и оранжевого цвета. Эти лишайники и особенно оранжевый, так называемая «стенная золотнянка», придают стенам необыкновенную живописность.
«В яркие солнечные дни, которые на Соловках не часто дарит скупая северная природа, крепостные стены Соловецкого монастыря сверкают веселыми праздничными красками, как какое-то фантастическое, гигантское панно. В пасмурную погоду или тихой, северной, белой ночью, когда погасает цвет, ничто уже не скрадывает суровую силу и неприступность крепостных стен и башен. Вот тогда только по-настоящему и ощущаешь невероятную, титаническую мощь стен, прорезанных узкими бойницами и молчаливую настороженность угрюмых, тяжелых и грозных башен с их высокими коническими шатрами. Тогда же ощущается и непроницаемость наглухо замкнутых низких железных, кованых ворот И кажется, что всегда стояли эти стены и башни и что без помощи рук человека сами собой они возникли вдруг здесь на Соловецком острове, на берегу студеного Белого моря, что они такая же часть удивительной северной природы, как и лежащие повсюду и находящиеся возле стены громадные гранитные серовато-белые валуны». Источник .
«Соловецкая крепость ‒ единственное в своем роде явление русской архитектуры. В ней с неукротимой силой проявились гений русского человека, его мысль, труд, умение и мастерство. Неизменно поражает первозданность, суровая несокрушимость, богатырская мощь ее стен и башен. Есть у нас крепости и покрупнее, у которых и стены повыше, и башни покрасивее, но такого чуда крепостного зодчества не увидишь больше нигде. И нет крепости, так неразрывно и так неотделимо слившейся с окружающей природой, как Соловецкая. Кажется, и различить невозможно, где кончается природа и где начинается создание рук человеческих». Источник .
Именно такие возвышенные мысли появляются, когда стоишь у стен этого удивительного архитектурного ансамбля, со всех сторон «ограненного» голубыми водами омывающих его моря и озер. В приведенных мною цитатах сказано все, что мне не сказать, но к чему можно присоединиться.
Вход на территорию монастыря через Святые ворота, которые считались главными, парадными воротами, выводящими на берег Белого моря.
Соловки. Святые ворота
Прототипом для Святых врат монастырей служили Золотые ворота в Иерусалиме, через которые Господь перед Своими крестными страданиями вошел в этот город. Основные ворота обителей символизируют вход Иисуса Христа в Град монашеский. Над ними построена одноглавая надвратная Благовещенская церковь, выстроенная в 1601 году под руководством старца Трифона. За прошедшие столетия она многократно перестраивалась и восстанавливалась. И несмотря на это, церковь Благовещения единственная из храмов на Соловках сохранила настенные росписи, иконостас и иные детали обстановки. Сами ворота очень живописны. Их арка, сложенная из кирпича, украшена орнаментом из ромбиков, зажатых между двумя дугами. Прекрасны старинные створки ворот, окованные железом. Самый длинный валун, перекрывающий наиболее широкие во всей крепостной стене Святые ворота, имеет длину более пяти метров.
Соловки. Церковь Благовещения
Через Святые ворота мы вышли на Монастырский двор, обнесенный крепостной стеной, который представляет собой пятиугольник.
По вершинам пятиугольника стоят пять мощных оборонительных башен. Они, так же как и стены, сложены циклопической кладкой из таких же огромных, диких и тщательно подогнанных гранитных валунов, ширина которых доходит до полутора метров, а масса до семи тонн. Высота их каменной кладки достигает 15 метров, а в поперечнике они равны высоте. Башни производят впечатление суровых, строгих великанов — стражей Соловецкого монастыря. У каждой башни есть свое название и свои функции.
В начале августа 1968 года нашим глазам открылись громадные запущенные пространства Монастырского двора, поросшие травой, руины старых построек, запустение и тишина, овеваемая ветром истории наших героических предков. По тропинке, протоптанной обитателями и посетителями Соловков, мы прошли к главному храму Соловецкого монастыря — Спасо-Преображенскому собору, являющемуся своеобразным символом его величия. Это одно из самых высоких зданий обители. Судить о красоте и размерах этого храма мы могли только по рассказам гида, привлекая всю свою фантазию, так как все, что можно было разрушить руками человека, было разрушено. Результатов реставрации пока видно не было. Когда-то это здание было трехъярусное, на каждом ярусе которого находились различные хозяйственные помещения, престольные храмы и приделы. Высокие своды собора опираются на два столпа, которые сохранились. Помещение храма освещалось расположенными на разных уровнях небольшими сводчатыми окнами.
Соловки. Спасо-Преображенский собор (совр. вид)
Главным украшением храма являлся иконостас. По имеющимся сведениям, в конце XVII века в соборе находилось более 1000 образов, одно их перечисление занимало более ста листов. Кроме основного иконостаса вдоль стен и у столпов стояли пяти-семиярусные пристенные иконостасы, заполненные десятками складней и пядниц. В 1861-62 годах стены и своды храма были расписаны. Сюжеты росписей изображали события Священной истории, ветхозаветных и новозаветных святых. В разное время почти все это было утрачено. Реставрация храма началась в 80-х годах прошлого века и к началу века нашего, в основном, завершена. Современный пятиярусный иконостас был установлен в 2002 году. Он выполнен по заказу монастыря на средства благотворительного фонда имени Андрея Рублева. 19 августа 2007 года архиепископ Орехово-Зуевский Алексий совершил Великое освящение храма. Богослужения в Спасо-Преображенском соборе в настоящее время совершаются в летнее время, как правило, с июля до конца августа-начала сентября. На это время в храм переносят святыни обители. В Интернете можно найти множество фотографий отреставрированного храма и восторженные отзывы туристов и паломников, которым выпало счастье посетить эти святые места.
Соловки. Спасо-Преображенский собор. Иконостас (совр. вид)
Каменное строительство в Соловецком монастыре началось с сооружения Успенского Трапезного комплекса, возведение которого началось в 1552–1557 годах. Постройки первых деревянных ансамблей монастыря не сохранились, все они были уничтожены многочисленными пожарами, от которых не раз страдала обитель. В 1485 году сгорела Успенская церковь с Трапезной палатой и всеми хранившимися в ней припасами. Вновь возобновленная деревянная церковь сгорела в 1538 году во время громадного пожара, в результате которого монастырь выгорел полностью. Пожары послужили главной причиной каменного строительства и создания собственного кирпичного завода.
Внешний вид здания предельно прост. Его фасады практически лишены декора. Стены, как и в соборе, выложены с уклоном внутрь. Здание сурово и величественно. Основную часть его занимает Трапезная палата, с юго-востока к ней примыкает церковь Успения Пресвятой Богородицы, а с северо-востока – Келарская палата. Все эти помещения находятся на втором ярусе. Под ними, в подклете, располагались хозяйственные службы: хлебня с мукосейней, хлебный и квасной погреба, просфоренная служба, а также печи, обогревающие здание. Как в северном русском доме все здесь находилось под одной крышей. В случае нападения врага братия могла за мощными стенами выдержать долгую осаду, имея под рукой все необходимое. Своеобразным украшением Трапезной была колокольня с часами и двумя колоколами над ее западным фасадом. Свое восхищение от посещения Трапезной палаты выразил неизвестный автор XVII века, написав: «А Трапезная каменная об одном столпе чудна, светла и превелика». Соловецкая Трапезная – вторая по величине одностолпная палата Древней Руси. Площадь ее 483 кв. метра, что немногим уступает площади Грановитой палаты Московского Кремля, которая и считается самым крупным одностолпным сооружением. Своды палаты опираются на массивный столп диаметром четыре метра, сложенный из тесаного известкового камня. Мягкое и ровное освещение этого громадного помещения осуществляется за счет необычной формы окон, глубокие внутренние ниши которых закруглены в углах. Для отопления палаты в подклете была устроена печь, от которой теплый воздух поднимался на второй этаж по проложенным в стенах ходам. В 1800 году печь устроили непосредственно в Трапезной, она сменила древнюю систему отопления.
Соловки. Успенская церковь.
Интерьер Трапезной неоднократно подвергался изменениям. Реставрация Трапезной палаты проводилась в 60–70-х годах XX века. Это один из первых отреставрированных памятников на Соловках. Палата воссоздана в своих первоначальных формах XVI века, такой она была до начала перестроек.
Во время нашего пребывания в монастыре реставрационные работы велись, пожалуй, только в Трапезной палате. Результаты были довольно скромные, туристам не показывали те участки, на которых велись работы. Они были загорожены или завешены холстами. Но полюбоваться сводами и прикоснуться к столпу, который удерживал эти своды, нам довелось.
В настоящее время Трапезную палату и церковь Успения Пресвятой Богородицы показывают посетителям во время экскурсий по монастырю. В Трапезной несколько раз в году устраивают праздничные трапезы для гостей и братии.
Во время осмотра монастыря наш экскурсовод не касался лагерной темы и вообще советского периода. Время было еще не то. Рассказывал о жертвах царского режима, о сосланных неугодных царям политиках, причастных к декабристам и ни слова о жертвах сталинского режима. В Соловецкой тюрьме содержались двое родственников Александра Сергеевича Пушкина: один из них за подделку денежных ассигнаций, а другой, Павел Ганнибал, внук арапа Петра Великого — за протест против расправы над декабристами. Мы осмотрели страшные казематы, в которых годами и даже десятилетиями томились узники. Сам вид этих каменных «мешков» и казематов внутри крепостных стен, башен и под землей приводит в ужас. Когда штабс-капитана Щеголева, сосланного в Соловки в 1826 году, привели в каземат, то он пришел от него в такой ужас, что тотчас с гневом объявил карательному офицеру, что если его долго будут тут держать, то он разобьет себе голову о стену. «Отъявленных злодеев», к коим могли относиться и дворяне, чем-то перечившие царю, и высшие иерархи, содержали в узилищах около полутора метров в длину и метр в высоту. Ни встать, ни лечь, ни вытянуться человек в таком помещении не мог. Это было нечеловеческое существование при полном отсутствии отопления и света, как естественного дневного, так и искусственного, поскольку свечей узникам не полагалось. Конечно, эти картины были не для слабонервных.
Соловки. Каземат.
Удивительно, что в этих совершенно нечеловеческих условиях некоторые узники выживали годами, а иногда и десятилетиями. В 1776 году в тюрьму привезли последнего кошевого атамана разгромленной Запорожской Сечи Петра Кальнишевского, пожалованного российской императрицей Екатериной II в российские генералы за победу в русско-турецкой-войне. Когда Кальнишевский выступил против разгрома Запорожской сечи, он был арестован и 26 лет провел в российской тюрьме (из них 17 лет в Соловецком монастыре). Он прожил в камере до 110 лет. Когда Александр I освободил его именным указом, старый казак не пожелал покинуть обители, оставшись в монастыре до конца своих дней.
Одной из интереснейших достопримечательностей Соловецких островов считается гора Секирная, наиболее почитаемое монахами место, так как предполагается, что именно у горы Секирной впервые высадились на Соловки Герман и Савватий, в 1429 году они поставили здесь крест и выстроили небольшую келью. Гора изначально называлась Секирной потому, что там, как предполагают, Герман и Савватий, святые Соловецкие чудотворцы, секирами (топорами, по-старому) рубили лес для строительных работ. На горе расположен Вознесенский скит Соловецкого монастыря — церковь Вознесения Господня, в 1920 — 1930 годы превращенная в штрафной изолятор СЛОН-а для провинившихся узников, своего рода соловецкий карцер. Мало кому удавалось выдержать условия этого карцера. Вниз ведет длинная лестница, названная «лестницей мучеников». Узников СЛОНа привязывали к бревнам и скидывали по ней вниз.
Соловки. Секирная горв. Церковь Воснесения.
Ничего этого гид не рассказывал нам. И мы тогда еще не знали, что название горы Секирная приобрело другой, трагический смысл, но идти туда нам с Наташей почему-то не захотелось. Группа желающих с гидом во главе отправилась к горе, а мы решили побродить по острову, полюбоваться удивительной и неповторимой природой Соловков. Таежная зона, в которой расположен архипелаг, накладывает свой суровый отпечаток на красоту островов. Чистейшие ледяные озера, которых насчитывается до 600, высокие холмы, луга, покрытые сочной травой, топкие болота и величественные северные леса. На небольшой территории островов представлено удивительное разнообразие ландшафта. А соловецкий лес так прекрасен и разнообразен, что напоминает красивый старинный парк, посаженный искусными мастерами несколько столетий назад. День был солнечный, тихий и спокойный. Тишина нарушалась только перекличкой, чириканьем и пением птиц. Под ногами мягким ковром лежали многоцветные мхи и лишайники.
Соловки, 1968 Татьяна Ширшова (слева) и Наталья Васильева
Монахи монастыря в течение нескольких веков конструировали сложную систему каналов, которые соединяли многочисленные озера с чистейшей водой, благодаря чему в стенах монастыря никогда не было недостатка в питьевой воде. А обитель-крепость могла вынести любую осаду. Самый первый канал на Соловках был упомянут в летописи, датированной 1514 годом. Большую работу проделали послушники Исааковской пустыни и Савватьевского скита, которые с помощью сложных канальных систем сумели осушить колоссальные территории острова и превратить их в пригодные для хозяйства земли. В самом начале XX века был проведён большой этап строительства Святозерской системы каналов, необходимой для повышения доставки большого питьевой воды в монастыре. Работы проводились в течение четырнадцати лет и завершились в 1918 году. Новые каналы уже достигали в ширину пяти, а в глубину были до двух метров. Это позволило вести водное сообщение по этой канальной системе. В советское время системы каналов на Соловках пришли в полный упадок. Но, гуляя по острову, мы постоянно обнаруживали русла этих высохших каналов, заросших пышной растительностью и богатыми ягодниками. Была середина августа, и в лесу в изобилии встречалась черника, а морошка так поразила нас своими размерами — почти с яблоко, что мы даже не поверили, что это она.
К вечеру вся наша группа собралась на причале. В последний раз мы оглядели Соловецкие просторы, взошли на теплоход и с грустью попрощались с этим удивительным и неповторимым уголком России. Солнце опускалось к горизонту, отражаясь в серебристо-зеркальных водах Белого моря. Мир вокруг казался нереальным, и нереальной стала казаться вся эта такая земная и такая сказочная история Соловецкой земли.
Прощаясь со своими воспоминаниями, которые всколыхнулись во мне через пол-столетия, я не могу не привести удивительные слова одной из посетивших Соловки паломниц (так я называю этих людей, потому что назвать их туристами, значит лишить романтики и святости эти удивительные места):
«Подобно былинному Китеж-граду восстает из морской пучины для путешествующих по морю Соловецкая обитель. Приходишь на монастырском катере в бухту Благополучия и понимаешь, что попал в другой мир. Здесь есть все: история от палеолитических стоянок и преподобных Зосимы, Савватия и Германа до школы Соловецких юнг и современности; природа: лес, море, множество птиц, морские звезды, белухи, тюлени и просто красота. Красота земли и красота неба, когда низкое солнце окрашивает в золотой цвет все вокруг. Красота творений человеческих рук: монастырские стены, соборы, скиты, каналы между озерами, муксалминская дамба. Красота духа соловецких подвижников и мучеников. Красота богослужений. Здесь все окружающее наполнено каким-то высшим смыслом, оно другое, непривычное нам, наполненное благодатью Божьей».
Эпилог
Наташа была настоящей паломницей. Она одна как-то осуществила паломничество на Алтай, побывала в Кирилло-Белозерском монастыре, но мне кажется, что это наше паломничество на русский Север — одна из ярких и запоминающихся картин ее жизни. Многие годы, встречаясь в гостеприимном доме Васильевых, мы по деталям вспоминали эту нашу поездку. Наташа с таким юмором живописала наши приключения, что мы все смеялись до слез. А поездка наша действительно закончилась трагикомически. По дороге в аэропорт Архангельска у меня вытащили кошелек с авиабилетами и всеми нашими деньгами. Обнаружили мы это у стойки регистрации и были в настоящем шоке. Как ни странно, после долгих хождений по начальникам и уверений, что билеты у нас были, но их украли, нам поверили и сказали, что когда закончится посадка, и если действительно окажется два незанятых места, нас посадят в самолет. Нас посадили!!! Мы прилетели в Москву с чудом завалявшимися у меня в кармане 20 копейками. Честно поделили пополам — по пять копеек на автобус из Шереметьево до метро «Речной вокзал» и по пять копеек Наташе на метро, мне на второй автобус.
Соловки. Историческая справка
Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга – это архипелаг, который состоит из огромного количества различных по размеру островов. Самый крупный из них – Большой Соловецкий остров в заливе бухты Благополучия, главной достопримечательностью которого является Соловецкий мужской монастырь. С ним связана многовековая история, в которой отразились и крайне сложные времена, когда здесь находились монастырская тюрьма, и лагерь особого назначения, и расцвет обители. Острова Анзерский, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкий значительно меньше по размеру, но на них также располагаются постройки, принадлежащие монастырю.
Начало иноческой жизни на Соловках было положено в 1429 году, когда иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова и недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера воздвигли крест и построили келью, избрав эти места для молитвенного уединения и пустынножительства. Трудами паломников за многие годы на этом святом месте был воздвигнут неповторимый по красоте ансамбль Соловецкого монастыря, который включал в себя Трехглавый Успенский Собор, Преображенский Собор, Церковь Благовещения, Каменные палаты, Водяную мельницу и колокольню, Николаевскую и Троицкую церковь, Успенский Собор.
Были в истории монастыря и славные, и бесславные времена, но творились бесславные дела политиками и власть предержащими, а героические страницы – монахами и монастырской паствой. В XVI ‒XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). В 1669 – 1676 годах был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям. Позднее, в 1854 году, монастырь выдержал девятичасовой обстрел английских паровых 60-пушечных фрегатов «Бриск» и «Миранда», не приведший к сколько-нибудь серьёзным разрушениям, что объясняется не только прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел, но и сложным и опасным рельефом дна бухты Благополучия, не позволившим англичанам подойти ближе. Агрессоры вынуждены были оставить монастырь в покое.
С 1718 по 1903 год, почти 200 лет, на Соловках была монастырская тюрьма, в которой содержали непокорных воле государя православных иерархов, еретиков и сектантов, а также “политически неблагонадежных”, таких как опальный Аверкий Палицын или сочувствовавший декабристам Павел Ганнибал. В 1920 году разыгрался следующий акт трагедии, когда было конфисковано имущество монастыря и уничтожена вековая обитель. Почти 20 лет Соловецкий монастырь прослужил в качестве лагерей особого назначения, сначала трудовой лагерь СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), самый большой в СССР, затем СТОН ‒ преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения, которая была расформирована в 1939 году. На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения – офицеров и солдат, политических противников новой власти, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начали доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины. Здесь отбывали свой срок самые различные люди – служители церкви и вчерашнее дворянство, интеллигенты, уголовники, советские политзаключённые. К 1933 году в лагере содержалось 19287 заключенных, большая часть их – по политическим мотивам.
Эта страница истории Соловков была неизвестна нам, рядовым советским гражданам. О ней открыто стали говорить после развала Советского Союза. По-моему, впервые эту тему озвучил академик Д.С. Лихачёв. Дмитрий Сергеевич был арестован в феврале 1928 года за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук», где незадолго до ареста сделал доклад о старой русской орфографии, «попранной и искажённой врагом Церкви Христовой и народа российского» и был осуждён на пять лет за контрреволюционную деятельность. Отбывал он наказание до ноября 1931 года в Соловецком лагере особого назначения. В это время он опубликовал в местной газете свою первую научную работу «Картёжные игры уголовников». Когда ему задавали вопрос, как ему удалось выжить в таких адских условиях, он отвечал, что его всю жизнь спасало чувство юмора. Жестокий режим содержания в этом лагере описал в романе «Обитель» Захар Прилепин.
А во время Второй Мировой Войны на Соловецких островах работала школа юнг, которую описал в своей книге «Мальчики с бантиками» Валентин Пикуль.
Статус крепости, призванной защищать северо-западные границы Российской державы, монастырь на Соловецких островах получил в конце XVI века. Указ о возведении вокруг монастырского участка каменных стен был издан царём Федором Иоанновичем. Но еще за шесть лет до этого, в 1578 году, Иван Грозный передал обители-крепости артиллерию. Работы по возведению стен велись около 14 лет, и в результате монастырь оказался окруженным 11-метровыми стенами из шести-семитонных гладких валунов с семью воротами и восемью башнями. Эти камни-валуны ‒ остатки наносов гигантского ледника, передвигавшегося в эпоху оледенения по острову с севера на юг. Ледник определил рельеф Соловецких островов и оставил множество обкатанных и обтертых валунов, лежащих длинными грядами. Эти валуны без какой либо дальнейшей обработки были использованы для постройки стены. В белый цемент между валунами вкраплялся битый кирпич, который производился в монастыре. Высота стен не меньше восьми метров, а местами доходит до 11. Толщина стен у уровня земли в среднем равна шести метрам и с высотой постепенно уменьшается, сужаясь до 3,5 — 4 метров. С западной стороны ‒ со стороны моря, откуда больше всего можно было ожидать нападения врагов, толщина стен доходит до девяти метров. Внутренние поверхности стен почти вертикальны, а наружные слегка наклонены внутрь, что характерно для всех древних сооружений Соловецкого монастыря. С востока к длинной стене крепости подступает Святое озеро, а с коротких сторон ‒ с юга и севера, монастырь защищали широкие и глубокие рвы, выложенные камнем и укрепленные с наружной стороны прочным частоколом из заостренных бревен. Рвы соединялись с системой озер и всегда до краев были наполнены водой. Вода окружала монастырь со всех четырех сторон. Хорошо продуманная система каналов позволяла иметь постоянный приток свежей озерной воды, обеспечивая длительную оборону.
Никаких сведений о гениальном зодчем и строителе крепостных стен и башен Соловецкого монастыря до нашего времени не дошло. Известно только, что звали его Трифон Кологриев и что родом он был из поморского села Неноксы.
Реставрация храмовых, хозяйственных и других строений Соловецкого монастыря началась в 1961 году при участии государственных учреждений культуры. В 1967 году был создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, однако разорение, которое пережила обитель и ее скиты в XX веке, оказалось настолько серьезным, что реставрационные работы продолжаются до сих пор.